В преддверии чуда
Послание, с которым явился архангел Гавриил, было не приказом, но радостной вестью. Если бы Дева Мария не пожелала принять такую честь, Бог не стал бы Ее заставлять – ведь для того, чтобы Спаситель родился, необходимо было и добровольное согласие избранной Богом девы. Как повествует Евангелие от Луки, только когда Мария дала согласие, ангел отошел от Нее.
Укажем на еще один важный момент – как только Мария дала согласие стать Матерью, Она сразу же и зачала от Духа Святого. Момент Ее согласия – это момент Боговоплощения, начало нашего спасения.
Мария была обручена с мужчиной по имени Иосиф. По преданию, праведный Иосиф был уже в преклонных летах и, вероятно, ранее состоял в браке, так как в дальнейшем будут упоминаться его дети. Та форма обручения, о которой говорит Евангелие, отличается от принятой в сегодняшнем мире. Оно предполагало не обязательное будущее замужество, а то, что Иосиф будет просто заботиться о Марии, оберегать Ее, хранить Ее девство.
Когда Иосиф Обручник узнал, что Мария беременна, он, естественно, смутился и даже хотел отпустить Ее, чтобы не подвергать опасности и насмешкам со стороны людей. В древнем Израиле отношение к хранению обетов, данных Богу, к хранению девства и чистоты было очень суровым. Наказанием за нарушение могла быть даже смертная казнь через побиение камнями.
Однако когда Иосиф заснул, ему явился ангел Божий, сказавший: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20–21). Проснувшись, Иосиф сделал, как повелел ему ангел – оставил Марию у себя в доме.
Родившийся вдали от мира
В Вифлееме они не нашли дома, где бы могли устроиться на ночлег, потому что в город пришло много других людей и все дома были переполнены. Тогда праведный Иосиф и Мария отправились за пределы города, где нашли пещеру (вертеп), в которую местные пастухи загоняли на ночь скот.
И вот здесь, вдали от всех центров древнего мира, от войн, конфликтов и страстей, в пещере для скота, родился Спаситель всего человечества, воплотившийся Бог, Господь Иисус Христос.
Как сообщает Предание Церкви, во время родов Мария не испытывала обычных для женщин страданий и боли. Это стало еще одним свидетельством того, что Родившийся не является простым человеком – родился Сам Бог.
После родов Матерь Божия сама спеленала Богомладенца и положила Его в ясли – специальную кормушку для скота. Также Предание Церкви говорит нам о том, что в момент рождения Спасителя в пещере находились вол и осел, которые после согревали Младенца своим дыханием.
В тот момент, когда родился Христос, ангел Божий явился с радостной вестью местным пастухам. При виде посланника Божия те испугались, однако он сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10–12). После этого пастухам явился целый сонм ангелов, славящих рождение Спасителя песней: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14).
Пораженные увиденным, пастухи отправились к Вифлеему для того, чтобы самим убедиться в истинности сказанного ангелом. Там, в пещере, они и нашли родившегося Спасителя, Марию и Иосифа. Другими свидетелями рождения Мессии стали чужеземные волхвы (мудрецы), которые явились к Спасителю из далекой страны, ведомые светом звезды.
Спасение ради Спасения
В то же время, как всякий человек своего народа, он знал ветхозаветные обетования о рождении Мессии, Который спасет народ избранный. Поэтому, выслушав волхвов, он собрал книжников и всех первосвященников (вероятно, правившего в тот момент и бывших), и спросил: «Где должно родиться Христу?» (Мф. 2, 4). Узнав от них, что Мессия должен родиться в Вифлееме, Ирод призвал волхвов и повелел им идти в Вифлеем, чтобы узнать все подробнее – мол, если обетование действительно сбылось, он сам хотел бы поклониться Христу. Так царь сказал волхвам, но в реальности главным для него было узнать место рождения Богомладенца, чтобы затем умертвить возможного претендента на престол. К сожалению, зная Писание лишь отчасти, Ирод совершенно не понимал его внутреннего, истинного содержания. Ведь Христос пришел в мир не для того, чтобы занять какой-либо трон, но для того, чтобы искупить грехи мира и спасти все человечество.
Волхвы отправились в Вифлеем, следуя за звездой, а Ирод остался ждать их возвращения в Иерусалиме. Когда они пришли в город, то застали Иосифа, Марию и Младенца Христа уже в некоем «доме» – то есть святое семейство уже покинуло пещеру и нашло место для жилья. Волхвы поднесли Богомладенцу три дара – золото, ладан и смирну. Христианская Церковь предлагает нам свое понимание смысла этих даров. Помимо того, что все эти вещи очень ценились в древнем мире, они имеют и свое прикровенное значение: золото было принесено Христу как Царю всего мира, ладан (его использовали при богослужениях) – как главному Первосвященнику, а смирна (использовалась в погребальных обрядах) – как дар Тому, Кто примет смерть за грехи всех людей.
Когда волхвы собрались в обратную дорогу, им было дано во сне повеление от Бога: не идти в Иерусалим, а сразу возвращаться в свои земли. В то же время ангел Божий явился и Иосифу, которому сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13). Все это было связано с тем, что царь Ирод уже искал святое семейство, чтобы погубить Младенца Христа. Злясь на то, что его обманули волхвы, и тщетно пытаясь найти Богомладенца, царь приказал уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и младше, чтобы наверняка не пропустить нужного. За этот грех Господь Бог наказал Ирода ужасной смертью – от язв и многочисленных телесных болезней. Святое семейство же отправилось в Египет, где и скрывалось до тех пор, пока ангел Божий не повелел им вернуться назад. Это произошло уже после смерти царя Ирода.
Из Египта Иосиф, Мария и Богомладенец вернулись в Назарет, откуда впоследствии Господь Иисус Христос и вышел на проповедь Своей благой вести о спасении человека и мира.
Автор: МИЛОВ Сергей
На анонсе фрагмент картины “Рождество”, Геррит ван Хонтхорст.
По материалам журнала "Фома" и сайта https://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-prazdnik-sbyivshihsya-nadezhd.html