Особенность валаамского пения: почему у нас поют «не как у всех»?

Одна из особенностей богослужения в нашем храме заключается в том, что на службе поют древними распевами. Один из старейших монастырей России, Валаамский монастырь, частью которого и является наш храм, имеет свой собственный церковно-певческий обиход. Он содержит напевы, по которым уже много веков поют монахи обители.

Валаамцы (так некоторые называют монахов монастыря) никогда не отступают от своей певческой традиции. Однажды при игумене Дамаскине (1795-1881) певчие задумали спеть четырехголосие – партесное исполнение церковных песнопений, мода на которые пошла в начале XVIII века. Отец Дамаскин не благословил такое пение, сохранив тем самым традицию одноголосого валаамского напева.

В Москве же, на Валаамском подворье долгое время не было устоявшейся практики пения Валаамским обиходом, возрождение этой традиции началось в начале 90-х годов.

Вообще, Валаамское пение напрямую связано с древним знаменным пением, которое было распространенно на Руси. Название «знаменное» происходит от слова «знамена», то есть знаки. Знаки – это альтернативный способ написания нот. Те ноты, о которых мы знаем сейчас – это нотная грамота, которая появилась на Руси только к XVII веку. До этого на Руси использовались особые знаки – «крюки», которые обозначали звуковые интервалы. Распространяющаяся на Руси Западная культура в XVII-XVIII веках пыталась вытеснить одноголосное пение партесным (4-х голосным), но валаамское пение сохранилось и продолжает жить и исполняться до сих пор.

Красота валаамского пения передается через молитвенный настрой напева, что часто отмечают паломники острова. А сам напев произошел от исконно русского знаменного распева и является своего рода северным «диалектом» древнерусского распева.



Богослужение. Храм во имя иконы Божией Матери "Целительница"





Крылова Наталия