Закхей: полная перемена жизни

История покаявшегося мытаря есть только в Евангелии от Луки, в 19-й главе. Удивительно, что щепетильный обычно в исторических деталях евангелист Лука скупо описывает эту знаменательную встречу. Но даже эти немногие детали очень интересны. Давайте разберем их.

Иисус вошел в Иерихон и проходил через город (Лк. 19: 1). Иерихон был центром торговли и был богат благодаря своим финикам и бальзамам (в окрестностях города находились пальмовый лес и роща бальзамических деревьев). Горожане контролировали переправу через реку Иордан. Через древний город проходила и до сих пор пролегает дорога из Галилеи в Иерусалим и обратно. Именно эта дорога упоминается Иисусом в притче про милосердного самарянина. И по этому тракту проходило множество людей, с которых можно было взимать налоги. Например, существовал налог за пользование дорогой, брались пошлины за перевозимые товары. А привилегированное положение мытарей позволяло им брать налоги за все, что вздумается. Ведь раньше не было интернета и телевидения, и население узнавало об изменениях в законах не так быстро, как сегодня.

Итак, мытари грабили свой собственный народ. Чтобы понять всю мерзость их работы, можно провести такую параллель. Представьте, что в 1942 году к вам, жителю оккупированного немцами города, приходит сосед в фашистской форме и говорит: «С тебя 5000 рублей». И вы знаете, что часть этих денег пойдет на снабжение ненавистных фашистов, а часть сосед заберет себе. И как бы вы относились к таким людям? А Закхей возглавлял такую службу:начальник мытарей и человек богатый (Лк. 19: 2а). До встречи с Христом он выбрал карьеру, богатство любым путем. Но Закхей старался увидеть Иисуса, кто Он. (Лк. 19: 3).

Евангелист не указывает причин такого старания. Видимо, сборщик налогов понимал всю гадость своей жизни и уже слышал про доброе отношение к мытарям необычного проповедника из Галилеи и искал встречи с Ним. Но откуда Закхей мог знать, где именно пройдет Иисус? Здесь надо вспомнить, что города I века в Иудее были очень маленькими. От современных русских сел их отличали только городские стены и чуть большая система разветвлений улиц. Но одна улица была главная. Та самая, о которой уже говорилось выше.

Пока Иисус шел по городу, у Закхея было время узнать о Его приходе. Совсем немного времени. Особенно для того, чтобы принять решение залезть на дерево. Как мы помним, невысокий рост мытаря не позволял разглядеть Христа: не мог из-за толпы, потому что был ростом мал (Лк. 19: 3). Опять вдумаемся. Человек, занимающий высокое положение в обществе, всем известный, ставит себя в глупое положение. Представьте, что заместитель мэра по финансовым вопросам во время Парада Победы вдруг бежит вперед процессии и залезает на яблоню на центральной улице! Но Закхея не интересовало мнение общества. Он стремился ко Христу, не взирая на осуждение социума.

Что за дерево это было? В синодальном переводе указана смоковница, то есть инжирное дерево. Однако в греческом оригинале стоит сикомор – дерево рода фикус семейства тутовых с очень вкусными плодами. Сикоморы специально сажали вдоль дорог, так как их низкие широкие ветви давали хорошую тень. Однако ствол этого дерева довольно широкий, поэтому коротышке Закхею пришлось изрядно потрудиться. А залез он на высоту выше человеческого роста, метра на два, потому что Лука указывает, что,придя на это место, Иисус посмотрел наверх. И сказал ему: Закхей, поспеши слезть (Лк. 19: 5а).

Христос первый обращается к начальнику мытарей. Причем называет его по имени. И это было поразительно как для Закхея, так и для окружающих. Наверное, Иисус мог знать имя самого ненавистного человека в городе, но откуда Ему знать, как Закхей выглядит? Богочеловек старается не только ответить на внутренний поиск мытаря, но и привлечь тех, кто его осуждает и презирает. Причем Христос, говоря: «поспеши», стремится помочь Закхею как можно быстрее раскаяться и настаивает на встрече с ним: Ибо сегодня надо Мне быть у тебя в доме (Лк. 19: 5б).


Христос первый обращается к начальнику мытарей. Причем называет его по имени


Искреннее раскаяние и встреча с Богом приносят радость. Закхей, услышав неслыханное, слез поспешно и принял Его с радостью (Лк. 19: 6). А другие люди начали осуждать Христа за то, что Он пошел в гости к грешнику. Надо сказать, что люди, которых Евангелие называет грешниками, – это люди не с мелкими грехами. Это люди, сознательно живущие против Бога, заслуживающие общественного порицания: мытари и блудницы.

А Закхей встал и сказал Господу: вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и если у кого что неправедно вынудил, возмещу вчетверо.

Все имущество начальника мытарей было награбленным, приобретенным незаконно. Он не думал о жизни бедных. А теперь собирается раздать нищим половину всего, другую же половину собирается воздать вчетверо. Примечательно, что в оригинале греческого текста глагол «возмещу» стоит в настоящем времени: Закхей хочет прямо сейчас воздать обиженным им.


В оригинале греческого текста глагол «возмещу» стоит в настоящем времени: Закхей хочет прямо сейчас воздать обиженным


Согласно книге Исход, вчетверо полагалось вернуть только за особую кражу. При обычном воровстве надо было вернуть в размере двойной стоимости украденного. А при добровольном признании нужно было возместить стоимость украденного плюс пятую часть от стоимости.

У Закхея практически ничего не остается.

В ответ Христос говорит: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраамов (Лк. 19: 9).

Выражение «сын Авраама» означает человека, вера которого сразу выражается делом. Встреча с Богом обернулась для родоначальника еврейского народа сразу конкретными действиями. Хотя земля, которую указал Бог Аврааму, была языческая, враждебная, очень далекая. Нужно было обойти аравийскую пустыню, бросив все привычное, и довериться Богу, что Он защитит семейство и всё имущество, и начать совершенно неизведанную жизнь в земле, где его и его семью никто не ждал. Но Авраам пошел. Пошел и Закхей. Из церковной истории мы знаем, что он бросил свою ужасную работу, раздал всё и стал учеником Иисуса. Бывший мытарь на деле доказал свои слова, и в его доме действительно произошло спасение. Его личность жила без Бога, он погибал, но получил спасение от Иисуса Христа, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19: 10).





Иерей Константин Аристов
https://monastery.ru