Неделя 23-я по Пятидесятнице. Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии

Cвященномученик Зиновий, епископ Эгейский, и сестра его Зиновия жили в третьем веке, в Киликии, районе на территории современной Турции. Они воспитывались в христианской семье, и когда выросли, вели благочестивую жизнь. Они роздали имущество, полученное в наследство, неимущим. По преданию, за святую жизнь Зиновий получил дар исцеления болезней. Местная христианская община избрала Зиновия епископом. Когда император-язычник Диоклетиан запретил исповедание христианства, Зиновия схватили одним из первых. Его допрашивал сам правитель Киликии Лисий. «Я буду говорить с тобой кратко. Предлагаю тебе: жизнь - если поклонишься нашим богам, и смерть - если не поклонишься», - сказал он. «Жизнь без Христа и есть смерть...», - ответил епископ Зиновий. Священномученика Зиновия приговорили к пыткам и казни. Его сестра Зиновия пожелала разделить его участь: «Велите мучать и меня, я тоже христианка!», - обратилась она к палачам. Верная и преданная сестра, она не оставила брата до последней минуты их земной жизни. На иконах этих святых тоже всегда изображают вместе.

О Гадаринском бесноватом

О падших ангелах, их возможности влиять на людей, а также о причинах и последствиях грехопадения.

Исцеление гадаринского бесноватого

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В чтенном сегодня Евангелии от Луки, отцы, братия и сестры, мы с вами слышали, как Господь изгнал огромное количество, легион бесов (это приблизительно соответствует современной армии), из человека ими одержимого. Евангелист Матфей указывает, что их было двое, но в сегодняшнем чтении речь идет об одном из них, видимо, наиболее свирепо одержимом. Этот человек полностью потерял контроль над собою, над своею волею и находился всецело под властью демонов, гоним был ими, обитая во гробах, в горах, в пустыне. Многократно он разбивал оковы и цепи, которыми люди связывали его, дабы укротить его ярость. Все окрестные жители настолько были напуганы, что увидев его освобожденным от бесов, разумно и спокойно сидящим у ног Иисуса, просили Христа удалиться от них. Они перенесли свой страх на Спасителя; испугались Его власти и могущества, повелевавшего этой армией бесов и приказавшего им выйти из человека и по их мольбе войти в нечистых животных, в свиное стадо, пасшееся неподалеку.

Как и все евангельские события, это изгнание легиона бесов из человека, также дает нам повод к духовным размышлениям. Почему так много бесов вселились в одного человека, почему они вообще способны это делать, а если могут, то почему вдруг просят разрешения войти даже в свиней, а войдя в них – тут же губят их в море? Не на все вопросы мы можем сразу получить ответ; духовный мир сложен и сокрыт для нас. И, все же, нам полезно размышлять над Евангелием, смиренно подумать о прочитанном. Рассуждение, наряду с молитвой и чтением Святых Отец, составляет часть духовного делания, которым спасается христианин.

Причиной, по которой падшие ангелы получили власть над человеком, было грехопадение первой пары людей. Падать можно хотя бы с какой-нибудь высоты. Так и произошло с нашими прародителями. Человек, как сказано в Псалтири, малым чем отличавшийся от ангелов, упал как бы с неба на землю, упал с высоты своего предназначения. Он лишился особой благодатной связи с Богом и чрез это разбился насмерть. Смерть - это лишение животворящей божественной силы, Божией благодати, которая особо крепко связывала человека с Богом. Эта особенность выражалась и в том, что человек в этом единении получал от Бога прежде всего вечность - свойство, атрибут Божественной природы. Получал вечную жизнь, знание, развитие и совершенство в Богоуподоблении. Но в тот злосчастный миг, когда человек не поверил Богу, и действием подтвердил свою веру диаволу, в тот миг родилась смерть. Связь с Богом, преображавшая человека в бога по благодати, "бози есте", и отличавшая его малым чем от ангелов, оборвалась. И, поскольку у человека не оказалось и покаяния, то есть сознания, что он виновен, что нарушил запрет - даже напротив, стал упорствовать в своей правоте, агрессивно, с оправданием себя и обвинением других, связь эта разорвалась окончательно и навсегда. Ибо тогда Бог вынес новое определение о человеке, о его дальнейшем существовании, от смерти духовной, до смерти физической.

Человек изгоняется из рая – места, преизобиловавшего божественной благодатью, в вечную ссылку, в нашу с вами жестокую, далекую от Бога юдоль, где будет тянуть свою безблагодатную лямку до смерти телесной. Первый Адам – 930 лет, большинство же других, как говорит пророк ‒ 70, аще в силах 80 лет. Так продолжалось до прихода Христа Спасителя, Который все восстановил, вновь соединил через Себя с Богом всех людей, Ему поверивших, а не поверившие остаются в прежнем состоянии вражды с Богом и порабощении диаволом. Потому в порабощении, что так устроено царство сатаны, такова его система управления, основанная не на любви, а на страхе, главным образом страхе смерти. Господь Иисус Христос создал свою Церковь, в которой с нами продолжает жить Господь Дух Святой, который соделывает отпавших сынами Божиеми по благодати.

Изгоняя Адама с Евой и наперед зная человеческие судьбы, Господь дарует им в помощь кожаные ризы. Кожа ‒ это мертвая шкура животных, компенсирующая недостаток, нехватку покрова и защиты. Именно покрова Божия лишился человек, послушавший диавола. По мнению большинства святых отец, кожаные ризы ‒ это «смертное, страстное, духовно-бесчувственное естество», уже больше похожее на естество животных, чем на естество ангелов. Эти ризы скрывают, делают трудным общение с миром духовным, в том числе, с миром падших ангелов. Лишившись покрова Божия, человек стал доступен демонам, а эти кожаные ризы не допускают духам напрямую воздействовать на душу человека и тем самым ограничивают разрушительное действие злых сил на падшего человека. Люди перестали воспринимать мир духов, но духи могли влиять на людей. Они действуют постепенно, сначала через помыслы, потом чувства, физиологию, а в тяжелых случаях прямо вселяются в человека. Но они никогда не могут это сделать по своему хотению, но только с дозволения Божия, Который попускает это, как некое суровое врачевание для особо горделивых и упорных душ. Дозволяет Бог, устраивающий все для пользы человека. Потому-то и спрашивают гадаринские бесы дозволения, без которого не могут войти даже в нечистых животных, а войдя, творят свое злое дело, - лишают людей стада животных, через это внушают страх ко Христу, вместо благодарности за спасение безнадежно погибавшего земляка. Внушают страх за свои грехи, а не надежду на милость Божию, и просят Его отойти от них.

Братия и сестры, не будем поддаваться бесовскому страху, и через этот страх вновь подпадать в рабство диаволу. Не будем убегать от Иисуса, в скорбях и бедах, что бы с нами не произошло, но приблизимся еще ближе к Нему. Будем просить, чтобы быть с Ним рядом, подобно исцеленному гадаринскому одержимому. Мы уже рядом с Ним, когда вспоминаем Его, когда молимся Ему, когда выбираем поступить по евангельски, а не по обычаям мира сего. Мы рядом, когда уповаем на Него. Будем всегда помнить слова победившего диавола прп. Макария Великого, сказавшего: "Человеческий ум, когда он ищет Божественной помощи, не слабее сатаны, так что их борьба не является неравной". Аминь!

Проповедь иеромонаха Никона в Неделю 22-ю по Пятидесятнице.
https://valaam.ru/




Тропарь священномученику Зиновию Егейскому и сестре его, мученице Зиновии, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости,/ тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак священномученику Зиновию Егейскому и сестре его, мученице Зиновии , глас 8

Истины свиде́тели и благоче́стия пропове́дники,/ дво́ицу досто́йно почти́м в Богодухнове́нных пе́снех,/ Зино́вия вку́пе с му́дрою Зинови́ею,/ ку́пно жи́вшия и отше́дшия// и муче́нием прии́мшия вене́ц нетле́нный.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Утр. – Мф. 28:16–20 (зач. 116). Лит. – Еф. 2:4–10 (зач. 220). Лк. 8:26–39 (зач. 38).


ЦИТАТА ДНЯ

Без отвращения сноси зловоние от недужных и особливо — убогих: потому что и ты обложен телом.

Прп. Исаак Сирин