Память преподобных отец наших Исаакия, Далмата и Фавста

Преподобный Далмат жил в царствование Феодосия Великого[1], служил в войске[2] и пользовался уважением царя. Затем, презрев для Бога всё мирское, он оставил жену и детей[3]; взяв с собою одного только сына Фавста, он пошел к преподобному Исаакию, имевшему обитель близ Константинополя; здесь они были пострижены преподобным Исаакием в иноческий чин, и оба вели богоугодную жизнь, постоянно соблюдая строгий пост. Когда преподобный Исаакий[4], уже достигший глубокой старости, почувствовал приближение смерти, то созвал братию; преподав ей последнее наставление, он поставил игуменом вместо себя преподобного Далмата, от имени которого и самая обитель получила впоследствии название Далматской[5].

Патриархом Цареградским Аттиком преподобный Далмат был рукоположен во священника[6]. Он проводил жизнь полную воздержания и однажды в Великий Пост в течение сорока дней не вкушал пищи[7]; постом и молитвою преподобный Далмат побеждал бесовскую силу. Он подвизался и против видимых служителей беса — еретиков несториан, хуливших Пречистую Матерь Божию[8]: преподобный Далмат был деятельным помощником святых Отцев Третьего Вселенского Собора, заседавшего при царе Феодосии Младшем в Ефесе[9], этим преподобный Далмат приобрел себе любовь царя и святых Отцев, которые сделали его архимандритом Далматской обители. Отдав, таким образом, почти всю свою жизнь на служение Богу, преподобный Далмат отошел в глубокой старости в вечность[10]. — Преподобный Фавст, подобно своему отцу, был великим подвижником, он строго соблюдал заветы иноческие и из них особенно пост[11]. Скончав течение здешней земной жизни, он переселился в вечные обители и в бессмертной жизни причтен к лику преподобных Отцев.

Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавста, глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Исаакия Далмата и Фавста, глас 2

Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.


ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Утр. - Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14. Лит. - 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Мф., 72 зач., XVII, 14-23. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.

ЦИТАТА ДНЯ

Без любви все наши знания, подвиги и сама вера не имеют нравственной цены.
Архимандрит Кирилл (Павлов)







Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004.

1. Феодосий Великий — император в 379—395 гг.
2. Во втором гвардейском полку, которые тогда назывались схолариями.
3. дочерей.
4. О богоугодной жизни и великой ревности по вере преп. Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его кончине достаточно сообщается под тридцатым числом мая месяца; желающий может прочесть там.
5. Преп. Исаакий умер в 383 г.
6. По другим, более достоверным сведениям, он был поставлен в настоятели обители патриархом Нектарием (381—397 гг.), а не Аттиком (408—425 гг.).
7. А затем, по принятии пищи, 43 дня до праздника Вознесения Христова он пробыл в экстазе (восхищении) и в это время удостоился божественных видений и рассказал, в каких местах стояли трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем приобрел всеобщую славу. — Св. патриарх Прокл (434—446 гг.), еще при жизни прп. Далмата, чрезвычайно хвалит его в письме Иоанну Антиохийскому.
8. Еретики несториане утверждали, что пресв. Деву Марию не следует называть Богородицею, потому что Она родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нея, соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии, был лишь обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, чрез наитие Св. Духа, стал Христом, т. е. помазанником, и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном, или относительном, соединении. Ересь несторианская осуждена на III Вселенском Соборе в 431 г.
9. Узнав, что Православию на Ефесском Соборе угрожает насилие, св. Далмат, став во главе игуменов, монахов и верных Православию христиан, пошел к дворцу царя и с мужеством говорил пред императором за истину; между тем до сего он 48 лет не выходил из монастыря, хотя царь и просил его об этом, желая, чтобы великий подвижник участвовал в общих молитвах об избавлении от землетрясения.
10. Время кончины его с точностию неизвестно; можно только сказать, что он жил еще при св. Прокле, Патриархе Константинопольском (см. примеч. 2-ое). Св. Димитрий Ростовский говорит, что по неизданному житию Исаакия, Далмата и Фавста, св. Далмат скончался не менее 90 лет от рождения 2 августа, погребен 3 августа при Патриархе Прокле, следов. после 434 г. и вероятно около 440 г.
11. О жизни его не сохранилось подробностей.