4 октября - Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

В семнадцатое воскресенье по Пятидесятнице мы празднуем в первую очередь Отдание Воздвижения Креста Господня, призванное укрепить в духовном и физическом подвиге. 4 октября также совершается память 14 новомучеников нашей Церкви, пострадавших за веру в годы гонений в разных городах России. Сведения об их подвиге при всей кажущейся схожести отличаются бытовыми, человеческими деталями. Чтение и переживание судеб близких по времени жизни святых помогает нам понять, как можно быть христианином в наши дни. И что значит взять свой крест и последовать за Спасителем.

В житиях новомучеников, составленных архимандритом Дамаскиным (Орловским), мы читаем одинаковые обвинения в контрреволюционной деятельности, критике советского строя и в прочем «политическом». Современному человеку очевидно, что доказательств вины нет, а показания лжесвидетелей надуманны. Общее у них – несоразмерный «тяжести» обвинения приговор, в большинстве случаев - смертный. Все новомученики, к которым мы обращаемся в молитве 4 октября, были расстреляны или погибли в концлагере в этот день.


ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

Cвысоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.́ нам живо́т ве́чный.

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.та́тельницу Жи́зни на́шея.


ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Утр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Недели по Воздвижении: Гал., 203 зач., II, 16-20. Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1. Ряд.: 2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1. Мф., 62 зач., XV, 21-28 (о хананеянке). Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.


ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ

Апостол от 70-ти Кодрат (около 130)

Один из семидесяти апостолов по имени Кодрат проповедовал в Афинах, был там епископом. Его проповедь истинной веры во Христа Спасителя вызвала ненависть язычников. Однажды разъяренная толпа напала на него, чтобы побить камнями, но апостол остался жив. Его бросили в темницу, где он скончался от голода. Святое тело его было погребено в Магнезии, где он тоже проповедовал Слово Божие.
Апостол Кодрат написал в 126 году апологию в защиту христианства, которая так подействовала на гонителя христиан императора Адриана (117–138), что он издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик. Эта апология была известна в IV веке историку Евсевию: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени».

Святители Исаакий и Мелетий Кипрские

Оба епископа служили на острове Кипр, отличались богобоязненностью и благотворительностью: вместе с хлебом вещественным питали нищих хлебом духовным – душеполезными наставлениями. Имели дар чудотворений, достигли глубокой старости, умерли в разные годы, но в один день. Церковь их почитает много столетий, хотя время жизни святых неизвестно.

Мученики Евсевий и Приск

Сведений о Евсевии сохранилось мало: он добровольно явился к правителю Финикии, где жил сам, и исповедал себя христианином. За отказ принести жертву богам был подвергнут разнообразным мучениям и затем обезглавлен.
Подобно ему пострадал и святой мученик Приск, который привел к вере многих язычников во Фригии. За веру во Христа его строгали железными когтями по ребрам, так что всё тело стало как вспаханная земля, а затем отсекли ему голову.

Священномученики Ипатий и Андрей (около 730–735)

Епископ города Ефеса Ипатий и священник Андрей в юности учились вместе в одной обители, но Ипатий стал монахом, а Андрей - священником. Когда император Лев Исаврянин начал выбрасывать иконы из храмов, святые Ипатий и Андрей убеждали паству сохранять верность Православию. Император устроил диспут, на котором святые сумели защитить почитание икон. Они не предали веру, несмотря на заточение и пытки: их били, содрали с голов кожу, бороды вымазали смолой и подожгли, на головах сжигали иконы. Император велел волочить их по городу, затем их убили, а тела бросили на съедение псам, но верующие предали священномучеников погребению.

Преподобный Даниил Шужгорский (XVI)

По некоторым данным преподобный Даниил был родом из "стран московских", хотя подвизался на севере Руси. Он принял постриг в Корнилиевом Комельском монастыре, затем покинул обитель и уединенно подвизался в лесистой местности в Белозерском крае, на горе под названием «Шужгора». Здесь в XVI веке он основал монастырь в честь Преображения Господня, где и был погребен. В XIX веке мощи преподобного Даниила покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской церкви за правым клиросом. В настоящее время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась.

Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского (1752)

Через 43 года после погребения святителя Димитрия, 21 сентября 1732 года, разбирали опустившийся помост в Зачатьевском соборе обители. Мощи и одежду святителя обрели нетленными, хотя гроб сгнил. В течение последующих 5 лет до канонизации было собрано и под клятвой засвидетельствовано более 300 случаев помощи и исцелений от тяжелых болезней по молитвам к святителю. Указ о канонизации святителя Димитрия был первым в Синодальный период и на протяжении практически 200 лет оставался единственным. За 6 лет после канонизации, пока велась запись случаев помощи, было записано еще 203 случая чудесных исцелений.

Сегодня мощи Святителя находят в городе Ростов Великий, в Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре.



ЦИТАТА ДНЯ

Стоя в церкви, прилежно внимай чтению и пению. Тогда родится умиление, истинная молитва, сердечное пение и благодарение. Берегись телом стоять в церкви, а умом бродить вне церкви; телом пред Богом стоять, а духом по мирским делам бродить, чтобы и тебя не обличило слово из Писания: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15: 8). Стоя в церкви телом, стой сердцем и духом, ибо пред Богом стоишь.

Cвятитель Тихон Задонский
















По материалам журнала "Фома" и сайта https://foma.ru