Страстная Седмица. Великий вторник

Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Мф.25, 13

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).

Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.


Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни богослужения Православной Церкви», т.2


Великий Вторник. Притча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия


Евангелие от Матфея


Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продавцу и купите себе.

Когда же пошли они прикупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. Он же сказал в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Мф. 25, 1-132


Страстная Седмица. Великий вторник


На повечерии в трипеснце звучат многие темы, которые должно вместить в наступающий день. Во-первых, это уже упомянутые пророчества о последних временах и далее последние притчи Господа: о десяти девах, о талантах, о Страшном суде. Преклоняясь в трепете перед Божественным всеведением, с особой силой преподобный Андрей говорит о пришествии в славе неумолимого Судии: «душе моя, слышала еси, готова прочее быти потщися». А в конце трипеснца снова возвращаемся к имеющему совершиться скоро совсем: «Грядет всех Судия изведен быти на суд» через два дня, когда «Отцу Жертва приведется».

На утрене в свое время снова слышим знакомое «Се Жених», и приближение Царя, идущего пострадать, становится все более ощутимым, что прозвучит явно в тексте седальна: «Иуда разумом сребролюбствует… света отпадает, тьму приим… того нас части избави, Христе Боже». И далее Евангелие, многократное «Горе вам, книжницы и фарисеи». Кто не содрогнется, услышав, кто не отнесет к себе страшный приговор Владыки. Всецелое, всежизненное покаяние должно стать ответом на слышимое, да не останется душевный дом пуст. Это, наверное, один из последних покаянных призывов перед тем, как достигнем вершины в примере изливающей миро «во многия грехи впадшей жены». Но это уже тема Великой Среды. А пока во Вторник после Евангелия двупеснец с изумительным кондаком дня: «Час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова».

Кажется, основное содержание первых двух суток собрано воедино: и судьба бесплодного дерева, и три ранее упомянутые притчи все зовет к бодрости духовной, столь нужной особенно в эти святые дни. И снова в покаянных раздумьях слышим «Чертог» и просим просвещения одеянию души. Поются стихиры, посвященные тем же трем притчам. Острие слова Божия обращается на нас, уподобившихся «девам буиим». Теперь же «страхом примем дар», многоусугубим благодати талант и «стяжем Друга Господа, и услышим блаженный глас: вниди, рабе, в радость Господа твоего».

Наутро продолжение паремий из Иезекииля, Исхода и Иова. Можно обратить внимание, что последствия подогреваемой диаволом человеческой злобы (ожесточения фараонова) принимает на себя чистейший младенец, избранник Божий, плачущий в корзинке Моисей явный прообраз Пречистого Страдальца Христа. Но за плачем пророка следует и царское утешение (милость дочери фараоновой). Евангелие дня образы последних времен и упомянутые притчи Господа, но еще важно окончание этого текста: «через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Протоиерей Илья Шапиро.
"Страстная Седмица"


ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Утр. – Мф. 22:15 – 23:39 (зач. 90). Лит. – Мф. 24:36 – 26:2 (зач. 102).


ЦИТАТА ДНЯ

Во время этой Великой седмицы низложена давняя власть диавола, попрана смерть, связан крепкий, расхищены сосуды его, умерщвлен грех, разрешена клятва, открыт рай, доступным сделалось небо, люди соединились с ангелами, разрушено средостение ограды, снято покрывало, Бог мира умиротворил горнее и земное. Потому она и называется Великою седмицею; и как она есть глава других седмиц, так для ней глава – Великая суббота; что в теле глава, то в седмице – суббота. Потому в это время многие и усиливают свою рев­ность: одни увеличивают пост, другие – священные бдения, иные умножают милостыни, свидетельствуя такою ревностью к добрым делам и усиленным благочестием в жизни о величии благодеяния, оказанного нам Богом.

Святитель Иоанн Златоуст