Ересь Нестория. Третий Вселенский Собор. Святитель Кирилл Александрийский



После смерти архиепископа Феофила Александрийского ему в преемники был избран его племянник Кирилл, человек широко образованный и большой святости жизни. Он провел несколько лет в пустыне, потом был дьяконом и ближайшим помощником архиепископа Феофила, а в 412 г. был избран на Александрийскую кафедру. Ревностный защитник православия, он обладал необыкновенной твердостью и решительностью характера. Константинопольскую кафедру в это время занимал архиепископ Несторий, ученик антиохийской школы, человек тоже очень образованный и решительный. Он вызвал очень большое смущение в Церкви, начав проповедовать, что Спаситель был простым человеком, в котором обитал Бог. Согласно своему учению, он называл Богородицу Христородицей. Учение Нестория было отчасти возобновлением аполлинаризма (ереси утверждавшей, что у Христа только ум был божественный), а отчасти и арианства.

Противопоставление антиохийской и александрийской богословских школ было всегда сильно. Тогда как александрийцы разрабатывали учение о божественной природе Спасителя, антиохийцы богословствовали о человеческой природе Христа. Обе школы были традиционны, но антиохийская часто порождала односторонние толкования догмата о Богочеловечестве.

Святитель Кирилл Александрийский выступил против утверждений Нестория и, после переписки с ним и епископом Рима, добился созыва Третьего Вселенского Собора в 431 г. в Ефесе. Не дожидаясь прибытия епископов из Антиохии и делегатов из Рима, александрийцы и часть представителей от Палестины и Константинополя вынесли осуждение Несторию и низложили его. Антиохийцы по прибытии в Ефес составили свой Собор и низложили святителя Кирилла. Положение казалось безвыходным, но после прибытия римских делегатов и представителей других стран антиохийские епископы остались в меньшинстве, и Собор в новом собрании подтвердил решение о низложении Нестория.

Несмотря на это постановление, разделение между Антиохийской Церковью и другими Церквами продолжалось, и только благодаря трудам святителя Кирилла, который в своих переговорах с архиепископом Антиохийским Иоанном показал себя исключительно миролюбивым, был подписан акт о единстве.

После Собора был поднят вопрос о том, подлежат ли осуждению те писания Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского, на которые ссылался Несторий и которые были приняты в Армянской Церкви как соответствующие православной традиции. Вопрос этот пока не был разрешен, но патриарху Цареградскому Проклу удалось сохранить Армянскую Церковь в общении с другими Церквами.

Святитель Кирилл Александрийский после Собора и до самой своей кончины в 444 году продолжал борьбу за чистоту веры. Его анафематизмы против Нестория (двенадцать анафематизмов и послание к Несторию) были приняты всей Церковью. Он был замечательным проповедником и богословом. От него осталось много вероучительных посланий. Он потрудился также над составлением церковных песнопений (память его 19/2 июля).

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006