Монофелитство. Соборы 680 и 692 гг.

В VII веке возникло новое богословское учение, стремившееся примирить монофизитов и православных. Патриарх Александрийский Кир (630 – 640) стал учить, что у Христа была одна божественная воля при двух природах. Его учение было принято папой Гонорием и Константинопольским патриархом Сергием. Восстал против нового толкования только преподобным Максим Исповедник, а также патриарх Софроний Иерусалимский. Так как в Церкви произошли новые разделения, император Констанс издал свое «Изложение веры», в котором вопрос о двух волях не упоминался, и запретил вообще его обсуждать. Против этого решения выступил советник императора Ираклия, преподобный Максим Исповедник, ставший великим исповедником Православия на Востоке, много раз был в ссылке и умер в заточении на Кавказе в 662 году (память 21/3 февраля).

На Западе главным борцом против монофелитов был святой Мартин, папа Римский (память 14/27 апреля). Он не признал «Исповедания веры» императора Констанса, созвал Собор в Риме и осудил монофелитство. После он был сослан в Херсонес, где и погиб мученически в 655 году. В 680 г. император Константин IV Погонат собрал Шестой Вселенский Собор для решения вопроса о двух волях. Два из присутствовавших на нем патриарха были монофелитами, православных возглавлял представитель Иерусалимского Патриархата святой Андрей Критский (память 4/17 июля). Собор окончил свою работу в 681 году и осудил монофелитство, но, так как ни на Соборе 553 года, ни на этом Соборе не было принято никаких канонических постановлений. Для устроения церковной жизни императором Юстинианом был созван в Константинополе в 692 году так называемый Трулльский Собор (по залу, в котором он заседал). Он имел большое значение в жизни Церкви, так как на нем были пересмотрены все канонические постановления, как Соборов, так и Отцов Церкви. Постановления Собора были изложены в 102 правилах. Данный Собор нередко называют Пято-Шестым.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006