Состояние Церкви в начале II века. Гонения. Ереси. Апологеты христианства



Святые апостолы не возглавляли постоянно отдельных общин, а были проповедниками Евангелия по всей вселенной и живыми свидетелями Воскресения. Они поставили во главе общин ответственных руководителей епископов, как для председательствования на собраниях, во время которых совершалась Евхаристия, так и для управления Церквами. Епископы были связаны с отдельными городами, стали их предстоятелями. Церковь разделилась на ряд Поместных Церквей, которые были связаны друг с другом взаимной молитвой, но каждая из них жила своей особой жизнью.

Таким образом, второй век является веком устроения крупных церковных центров, которые, по образу 12 апостолов, сохраняли между собой союз любви.

С другой стороны, во втором веке Церковь нашла в языческом мире, среди язычников, принявших христианство, защитников – апологетов, которые на языке, понятном язычнику, разъясняли значение Христова учения и опровергали вымыслы, которые о нем слагались. Через них Церковь вступила в спор с языческим миром и его премудростью.

Несмотря на гонения и свое незаконное существование в пределах империи, Церковь в течение всего второго века крепла внутренне, сознавая свое духовное единство, и внешне, через устроение отдельных общин. Пафос мученичества и желание пострадать за Христа так же были сильны, как и в первые десятилетия жизни Церкви. Церковь воспринималась как царство «не от мира сего», и поэтому, хотя и принимались меры к ее земному устройству, порыв к личному мученичеству был даже у некоторых епископов сильнее, чем заботы о пасомых.

В просвещенный век римских императоров из фамилии Антонинов гонения на христианство не прекращались, но они не были систематическими, и по временам Церковь переживала периоды мира. Хотя законы Нерона не были отменены, но не всегда применялись. В начале века при императоре Траяне пострадало много христиан. Самыми известными исповедниками веры Христовой были святитель Фока, епископ Синопский (50 – 117), покровитель мореплавателей (память 22/5 октября); равноапостольная Фекла (40 – 130), ученица святого апостола Павла, которая претерпела множество мучений при Траяне и была первой отшельницей. Она скончалась около Антиохии в глубокой старости, обратив множество людей ко Христу (память 24/7 октября).

Известным исповедником веры Христовой был знаменитый римский военачальник Евстафий Плакида. Он был обезглавлен, несмотря на свои победы и славу, в 118 году в Риме вместе со своей женой-христианкой (память 20/3 окября). В 137 году гонению подверглись христиане в Италии. В Риме пострадали три юные мученицы Вера, Надежда, Любовь и скончалась у них на могиле их мать София. Тогда же пострадали святые мученики Флор и Лавр.

В правление императора Коммода христиане не только не подвергались гонениям, но напротив, пользовались покровительством императора, женатого на христианке Маркии. Гонение 177 г. в Галлии, во время которого пострадали епископ Лионский Пофин, дева Бландина и многие другие христиане, было местным.

Святитель Поликарп, епископ Смирнский, был замучен в 156 г. О его мучениях мы знаем по древнему описанию, которое было составлено очевидцами и разослано по Церквам. Святой Поликарп, ученик апостола Иоанна Богослова, поставленный им епископом города Смирны, правил своей паствой пятьдесят лет. Святой Игнатий Богоносец по пути в Рим послал ему письмо. Известно, что в 155 г. святой Поликарп ездил в Рим для разрешения спора о пасхалии совместно с римским епископом Аникитой. Из писаний святого Поликарпа у нас сохранилось только послание к филиппийцам. В нем он призывает жителей города Филиппы блюсти твердо Христовы заветы. В 156 (157) году, по требованию язычников, он был схвачен, приведен к проконсулу Статию Квадрату. За исповедание Христовой веры он был осужден на смерть и убит мечом, а тело его было сожжено (память 28/13 марта).

Большое значение в распространении христианства имела деятельность христианских апологетов. Апологетами Церковь называет своих защитников, стремившихся доказать ложность обвинений против христиан и истинность их веры. Они были частными лицами, говорили не от имени Церкви, а от себя лично, и писали свои сочинения и апологии или для императоров и власть имущих, или для широкого круга читателей языческого культурного общества. Их целью было, с одной стороны, доказать незаконность преследования христиан, а с другой – опровергнуть те вымыслы, которые о христианах распускались, как то: обвинения в безбожии, безнравственности, каннибализме и т.д.

Первыми апологетами были: сицилианец Пантен, учитель Климента Александрийско¬го, философ-стоик, ставший христианином; Аристид, который в 125 году передал императору Адриану в Афинах свою апологию христиан и этим способствовал более закономерному судопроизводству над ними; Кодрат, который выступал перед властями в защиту христиан; сириец Татиан, поехавший в Рим, принявший там крещение, выступавший в защиту Церкви, но основавший по возвращении на Восток свою общину. Его требования крайнего воздержания (от брака, мяса и вина), особенно его проповедь об употреблении в Евхаристии воды вместо вина, вызвали в Церкви решительное осуждение.

Почти все апологеты стремились сочетать философию и богословие. Большинство из них были почитателями древних греческих мыслителей, которые, по их мнению, подготовили мир к принятию христианства. Самыми замечательными апологетами во второй половине века были святой Иустин Философ, Афинагор и Тертуллиан. Кроме них надо отметить Мелитона, епископа Сардийского, автора «Слова на страсти Господни», и неизвестного составителя книги «К Диогнету», написанной для римского наместника в Египте в 197 году.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006