Святой патриарх Фотий. Славянская миссия святых Кирилла и Мефодия

В IX веке в Византии существовало два церковных течения. Представители одного течения, «непримиримые» враждебно относились к Западной Церкви и вообще к отношениям с другими народами. Это течение возглавлялось сыном императора Игнатием, избранным в 846 году в патриархи. Его поддерживали монахи студийских монастырей.

Другое течение стояло, наоборот, за дружеское общение с Западной Церковью и за развитие отношений с другими народами и, в частности, с недавно основанным царством Болгарским. После ухода на покой патриарха Игнатия, в 858 году, во главе этого течения стал избранный в патриархи Фотий, блестящий администратор, богослов и широко образованный человек, который до своего возведения на патриарший престол был мирянином и занимал крупную государственную должность. Он восстановил общение с Западной Церковью и подготовил просвещение славянских народов, поручив составление азбуки и перевод книг двум братьям, Кириллу и Мефодию.

Собор 861 года подтвердил избрание патриарха Фотия, но в 867 году в Константинополе, вследствие перемены императорской политики в отношении Запада и Болгарии, был созван небольшой Собор, которым патриарх Фотий был низложен. На престол возвратился патриарх Игнатий, после смерти которого Фотий вновь был восстановлен и остался патриархом до самой своей кончины в 886 году. Он председательствовал на Соборе 879 – 80 года, на котором была представлена вся Церковь (и Восток, и Запад) и который запретил прибавлять что бы то ни было к Символу веры, осудил притязания папства на главенство в Церкви.

Святые Кирилл и Мефодий имели благородное происхождение, получили блестящее образование и с детства владели славянским языком, так как население окрестностей их родного города Солуни (Фессалоник) было славянским.

На основании греческого алфавита они составили славянскую азбуку, прибавив особые знаки для тех звуков, которые не существовали в греческом языке. Они же перевели Священное Писание на славянский язык.

После нападения норманнов (варягов) и славян (русских) на Царьград 17 июля 860 года патриарх Фотий послал одного из братьев, Кирилла, с миссией в Хазарию. Хазарская держава на юге России была веротерпима, и на ее территории жило много христиан, крестившихся еще во времена патриарха Тарасия. В 862 году святые Кирилл и Мефодий отправились к болгарам и славянам. Первым крестился болгарский князь Богорис, принявший в крещении имя Борис, и с ним весь болгарский народ. Болгары были азиатского происхождения и поселились на Балканском полуострове в конце VП века, но к IX веку смешались с окружавшими их славянскими племенами и ославянились.

Вторым народом, который просветили святые братья, были моравы (864). В Моравии они впервые встретились с враждебной им миссией, возглавляемой немецкими епископами, желавшими, чтобы славянские народы приняли западный, латинский обряд. В 867 году святые Кирилл и Мефодий были вызваны папой Николаем I в Рим и получили от него полное одобрение и разрешение совершать богослужение на славянском языке по православному обряду. Святой Кирилл скончался в Риме, приняв схиму в 869 году, и был погребен в церкви святого Климента, а святой Мефодий был посвящен папой в епископы Моравии и Паннонии. Он продолжал великое дело просвещения славянских народов и крестил много племен.

Архиепископы регенсбургские, которые были главными противниками восточного обряда и богослужений на славянском языке, добились от императора заключения святого Мефодия в тюрьму, где он томился почти три года.

Освободили его по требованию папы Иоанна VIII, который возвел его в архиепископы и сделал папским легатом. Но и после этого борьба с немецкими миссионерами продолжалась, так как в немецких странах «Филиокве» (прибавка слов «и от Сына» в Символ веры) было обязательно, в Риме же оно не было еще включено. Святитель Мефодий вторично ездил в Рим и получил вновь разрешение совершать службы по-славянски и без употребления «Филиокве».

После этого он отправился в Константинополь, где и скончался в 886 году. Память святого Кирилла совершается 5/18 апреля, святителя Мефодия 14/27 февраля, а вместе обоих братьев 11/24 мая.

Великое дело просвещения славянских народов продолжалось и после смерти святого Мефодия, несмотря на то, что его ученики были изгнаны немецкими епископами из Моравии и Паннонии. Распространение христианства росло в течение всего X века, когда были крещены поляки и чехи. В Чехии приняли христианскую веру княгиня Людмила и ее внук, чешский князь Вячеслав. Оба они были убиты язычниками. Вся страна была крещена только во второй половине X века западными миссионерами.

В Польше обе миссии действовали одновременно. Ученики святителя Мефодия крестили половину страны и основали митрополию в Сандомире; немецкие миссионеры крестили юго-западные области Польши и учредили митрополию в Гнезно. До конца XI века в Польше существовали две Церкви: одна – восточного обряда с богослужением на славянском языке, а другая – западного обряда с богослужением по латыни.

Ученики святого Мефодия дошли также до Руси, и христианство благодаря их трудам проникло на Волынь и в Киевскую Русь.

В конце X века совершилось крещение Руси (988 г.), а западные миссионеры крестили Венгрию (995 г.).

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006