Восточные Православные Церкви в XVII-XIX веках

В начале XVII в. Греческая Церковь пережила кризис в связи с делом патриарха Кирилла (Лукариса). Последний был близок к кальвинизму и был поставлен в патриархи при содействии послов протестантских держав (Англии и Голландии). Но, в связи с постоянно меняющейся политикой Оттоманской империи, семь раз он низвергался, а в 1638 г. турками был умерщвлен и брошен в Босфор.

Исповедание веры Кирилла Лукариса было напечатано в Женеве в 1639 г. на средства голландского посланника. Оно было определенно кальвинистским. В опровержение исповедания Кирилла Лукариса митрополит Петр Могила напечатал в Киеве свое исповедание веры. В 1640 г. книга Кирилла Лукариса была осуждена на Соборе в Яссах, созванном по инициативе молдавского князя Василия Лупулы.

В 1662 г. в Иерусалиме состоялся Собор восточных патриархов, который подтвердил постановления Собора в Яссах и издал «Исповедание веры восточных патриархов», являющееся до сих пор одним из основных памятников, излагающих основы православной веры. В XVII в. султаны решили окончательно централизовать духовную и светскую власть в Турецкой империи, и были уничтожены последние признаки независимости Сербской и Болгарской Церквей. Церкви эти были целиком подчинены Константинополю. В XVIII в. большое количество сербов переселилось на территорию Австрии и Венгрии, где ими была основана Карловацкая архиепископия.

Положение Православных Церквей в начале XIX в. было трудным. Повсюду, в связи с французской революцией и Наполеоновскими походами, начинались национальные движения, и Турецкая империя с особым вниманием следила за христианским населением, подавляя всякую попытку, направленную к освобождению.

Положение Константинопольского Патриархата стало особенно тяжелым, когда в Греции начались волнения и восстания против турецкого ига. В 1821 году, несмотря на то, что патриарх Григорий V заявил, что греки в Элладе и на островах действуют без его благословения и даже против его воли, он был захвачен турками в день святой Пасхи и повешен на главных воротах Патриархии. С тех пор эти ворота закрыты, и никто не может через них проходить. Восстание греков было подавлено очень жестоко, особенно на острове Хиос, но в дело освобождения Эллады вмешались великие державы, и в 1827 г. союзный флот разбил у Наварина турок. Греция была объявлена самостоятельной, но европейские правительства дали ей конституцию, по которой Церковь в пределах королевства была тесно связана с государством. Первый король был католиком, а королева лютеранка, и до изменения конституции в 1850 г. Церковь была в полной зависимости от короны.

В 1833 г. парламент Греции издал закон о независимости Элладской Церкви от Константинополя, что было очень тяжелым ударом для Патриархата, так как отрывало от него большую часть территории и греческого православного населения. Константинополь признал Элладскую Церковь автокефальной только в 1870 г.

Другие греческие Церкви (Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская и Кипрская) весь XIX в. продолжали находиться в пределах Оттоманской империи. К концу века в них даже началось движение в пользу богослужения на арабском языке и избрания патриархов из арабов. Несмотря на свое зависимое положение, Константинопольский Патриархат в XIX в. имел большое значение для других Православных Церквей. В XIX в. по Балканам прокатилась волна национально-церковного пробуждения. Результатом этого процесса стало получение автокефалии Сербской Церковью, провозглашение независимости Болгарской и Румынской Церквей.

После войны 1828 г. Грузия вошла в пределы Российской империи. При этом Грузинская Православная Церковь потеряла свою независимость. Вместо автокефальной Церкви, существовавшей с древних веков, был учрежден Экзархат Святейшего Синода, возглавляемый русскими архиепископами. Только епископы и духовенство остались грузинскими.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006