Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб
Частная молитва
День жителя Римской империи начинался очень рано, при первых проблесках зари. Отсутствие электричества, которое смешало для современного человека естественный ритм жизни, побуждало максимально использовать солнечный свет. На рассвете и с наступлением ночи христианин предавался молитве. Тогда еще не существовало фиксированных молитвословий, поэтому правило состояло в пении псалмов и размышлении над Священным Писанием в тишине. Практика, описанная в «Дидахе», предполагала следование иудейскому обычаю молиться трижды в день, повторяя молитву Господню «Отче наш». Вообще любое дело и событие сопровождалось молитвой. Обращение к Творцу совершалось лицом на восток, что было связано с символикой рая и света истины, приходящего свыше. Внешним выражением молитвенного настроения служили коленопреклонение и воздевание рук, напоминавшее о положении распятого Христа. Употребление крестного знамения, практиковавшееся с древних времен, также было в широком употреблении. Им осеняли не только свое тело, но и самые различные предметы.Трапеза
В день совершалось несколько трапез различной важности. Завтрак сопровождался обычно вкушением хлеба, смоченного в вине. В постные дни, среду и пятницу, первая трапеза пропускалась. Вкушение пищи для христианина, как и вообще древнего человека, имело религиозный характер и сопровождалось ее благословением по примеру самого Христа. Вторая трапеза совершалась около полудня после возвращения с рынка и завершения прочих дел. Она была легкой. Для римлян долгое время традиционным блюдом была жидкая каша на молоке из пшеницы или полбы. В постные дни эта трапеза переносилась на девятый час (около трех часов пополудни). Третья трапеза, обед, совершалась после окончания всех дел в восьмом или девятом часу, согласно древнему исчислению. Это был семейный обед или застолье друзей. Для греков и римлян эта трапеза была главной и совпадала со временем отдыха. О благопристойном поведении и умеренности во время трапезы много писал Климент Александрийский в своем «Педагоге», из чего можно составить представление о нравах высшего общества той эпохи. Религиозное восприятие трапезы не позволяло христианам в своих домах допускать к ней язычников. Вероятно, вкушение пищи сопровождалось чтением отрывков из Священного Писания и пением псалмов. Зажиточные христиане имели обыкновение приглашать к себе на обед других членов общины, особенно наиболее нуждающихся. Такие благотворительные трапезы носили название агап или «вечерей любви». Постепенно, вечерние евхаристические трапезы перешли в утреннее богослужение, и задача подобных собраний заключалась в первую очередь в помощи бедным, без унижения их достоинства. Угощение было простым и умеренным, а общение благопристойным. После окончания трапезы было допустимо взять с собой домой остатки пищи, завернутые в салфетку, чтобы продолжить ее вкушение там. В отличие от языческих застолий высшего общества, по окончании которых участники забывали обо всех приличиях, христиане уходили домой, сохраняя целомудрие и скромность.Профессиональная деятельность
Христиане исполняли свои обязанности, будучи частью общества. Какие профессии считались приемлемыми для христианина? Те, которые не вступали в противоречие с евангельским учением и не компрометировали его как последователя Христа. Вопрос о совместимости того или иного вида социальной активности с высоким призванием был для верующего непраздным. Однозначному осуждению подвергались профессии, резко противоречащие христианской нравственности – проституция, занятие искусством в широком смысле (в то время оно было полностью языческим), магией, астрологией и все, что было прямо или косвенно связано с идолослужением. Отказ от перечисленных занятий привел к проблеме содержания общиной бывших носителей запрещенных профессий, которым пришлось подыскивать другое занятие или же оказывать материальную помощь. Среди видов деятельности, относительно которых не было однозначного мнения, можно назвать воинскую службу и школьное преподавание, которые были тесно связаны с язычеством. Занятие бизнесом, банковским делом и торговлей было распространено среди христиан и тесно связано со всевозможными искушениями. Известны случаи злоупотребления финансами и своим положением в общине, когда христиане, пользуясь доверием своих братьев и сестер, грабили их без зазрения совести. Стремление к роскоши, погоня за наживой и алчность встречали осуждение со стороны церковных проповедников и писателей. В отличие от знатных язычников, презиравших физический труд, христиане очень ценили его, имея пример трудящихся в лице Господа Иисуса Христа и апостола Павла. Трудиться не ради наживы, а ради хлеба насущного, считалось идеальным занятием для христианина. Популярными среди христиан были занятия медициной и различными ремеслами, должности судьи, юриста и ритора. Все это не возбранялось, при условии следования евангельским заповедям.Совершение Евхаристии
Дела милосердия
Подобно большой семье, члены общины заботились друг о друге. Обязанности диакона, ограничивающиеся сегодня участием в богослужении, в древние времена были преимущественно социальными. Диакон, который был обычно молодым энергичным священнослужителем, постоянно поддерживал связь с верующими, был знаком с каждым, знал материальное положение и настрой души членов общины. Он посещал нуждающихся и больных, чтобы помогать им. Особая забота оказывалась вдовам, престарелым и сиротам. В его руках находились финансовые средства общины, что накладывало на него большую ответственность и требовало честности и бескорыстия. Вдовы и сироты, социальное положение которых было весьма непростым, находили поддержку и обретали вторую семью в лице христиан. Особое содействие оказывалось детям, принявших смерть мучеников за веру. Забота о бесчисленном количестве брошенных, никому не нужных жителях улицы, в эпоху отсутствия больниц и стабильной социальной помощи, вызывало восхищение и невольное уважение к христианам со стороны язычников. В социальном служении верующие видели продолжение дела Христа и исполнение заповеди любви к ближнему.Сергей Федоров, выпускник Нижегородской духовной семинарии,
студент магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии
https://jesus-portal.ru/