Преподобный Максим Грек: узник на Руси, исповедник в Церкви
В истории Русской Церкви и русского государства есть такой человек, судьба которого поражает своей уникальностью. Наверное, такого второго героя вряд ли можно найти.
На иконах его изображают с очень-очень густой большой бородой, по которой сразу можно узнать – это
Максим Грек.
Преподобный Максим Грек.
В миру его звали
Михаил Триволис. Этот святой родился не в России, а в далекой Греции, тогда еще в Византии в городе Арта в 1470 году. Он вышел из знатной, аристократической семьи – Триволисов, благодаря чему получил прекрасное образование.
В 1473 Византия окончательно падет под гнетом турков. Последняя правящая династия
Палеологов, к которой были близки Триволисы, будет вынуждена эмигрировать и искать убежище в других странах, сам Михаил Триволис также решает перебраться в Италию. Здесь он изучает языки и богословие, переводит греческие подлинники и преподает.
Резня в Константинополе, иллюстрация из книги Джованни Сагредо, 1694 г.
Вскоре Михаил Триволис переезжает на Афон, где принимает постриг с именем Максим, на Святой горе он продолжает заниматься книжным делом и переводами сочинений Святых отцов.
И вот в 1515 году
Василий III просит прислать на Русь ученого афонского монаха для перевода книг. Максима Грека с большой теплотой встречают на Руси и селят в
Чудовом монастыре.
Чудов монастырь в Кремле.
Надо сказать, что в это время на Руси богослужебные тексты нуждались в правках: исправления опечаток, неточностей переводов и т.д. Многие сочинения святых отцов вообще в это время не были доступны. Максим Грек постепенно освоил славянский язык и стал править книги как ему и было поручено. Деятельность, приехавшего монаха сильно не нравится некоторым представителям духовенства, которые хотят продолжать читать и служить так, как они привыкли. Потихоньку на Максима Грека начинаются нападки, но пока их сдерживает фигура митрополита Московского Варлаама и князя Василия III, которые всячески покровительствуют монаху.
В это время на Руси зреет конфликт между двумя течениями: иосифлянами и нестяжателями.
Иосифляне – это последователи Иосифа Волоцкого, а нестяжатели –
Нила Сорского. Максим Грек идейно был близок именно к нестяжателям и много обличал быт московских монастырей и священнослужителей. Положение дел меняется, когда митрополитом становится последователь иосифлян Даниил. С этого момента для Максима Грека начинаются тяжелые времена.
В 1525 году после суда его схватили и посадили в темницу в
Иосифо-Волоцкий монастырь, обвинили во всем: в неправильных исправлениях, нарушающих каноничность текстов, в ересях и т.д. Но это было далеко не все: наверное, самым тяжелым для Максима Грека было лишение его причастия Святых Тайн вплоть до 1541 - на 16 лет. В темнице ему также было запрещено с кем-либо общаться, читать и писать.
Иосифо-Волоцкий монастырь.
В 1531 после второго суда он был сослан в
Отроч монастырь, в котором условия пребывания уже были не такими тяжелыми: несмотря на то, что ему все еще было запрещено причащаться Святых Таин, ему разрешили писать и читать.
Только в 1551 или 1547 году по ходатайству Восточных патриархов его все-таки наконец отпустили на покой в Троице-Сергееву лавру, где святой и почил.
Максим Грек был прославлен в лике преподобных в 1988 году, а святые мощи были обретены 3 июля 1996 года у стен Троице-Сергеевой лавры. Мощи преподобного сейчас хранятся в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры.
Рака с мощами преподобного Максима Грека.
Трапезный храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.