Прославление патриарха Тихона: начало нового Крещения Руси
9 октября совершилось значимое событие в истории нашей Церкви:
был прославлен в лике святых святейший патриарх Тихон.
Удивительно, но это событие совершилось в 1989 году, ещё в период Советской власти, когда вера считалась чем-то маргинальным, воспринималась как пережиток прошлого.
За год до этого, в 1988 году праздновалось тысячелетие
Крещения Руси и удивительным образом это явилось началом нового, второго Крещения Руси. Советская власть планировала сделать так, чтобы день тысячелетия Крещения Руси прошел максимально незаметно для общества. Предполагалось, что никаких празднований, кроме как внутри Церкви, не планируется.
Однако, как ни странно, укреплению Русской Церкви в этот момент посодействовали католики. А случилось это так: по случаю тысячелетия в Ватикане решили устроить празднование дня Крещения Руси, как дня присоединения к католической церкви русского народа. Конечно же это было неправдой, потому что, хотя на момент
Крещения Руси (988г.) не было раскола между православной Византийской Церковью и католической Римской, однако разделение Востока и Запада уже намечалось.
Видя готовящееся празднование, правительственные верхи СССР не позволили западу одержать такую, пусть и небольшую "религиозную победу". Было принято решение провести массовое празднование и Поместный собор по случаю юбилея. Собор решили провести в
Даниловом монастыре, однако состояние обители оставляло желать лучшего: разрушенные здания, служившие некогда детским домом, были в плачевном состоянии. Вопреки трудностям, вся Россия отозвалась на клич о помощи в восстановлении монастыря. И вот, к 1988 году все было готово.
В те дни началось восстановление православия на Руси: массово открывались и восстанавливались храмы. По воспоминаниям одного из священников, в те годы проводились массовые крещения, которые совершались по несколько раз в одной купели так, что к концу таинства вода становилась черной из-за большого количества новопросвещенных.
Патриарха Тихона канонизировали через год после судьбоносных событий, однако, его молитвами началось восстановление на Руси православия, ведь именно он был ревностным защитником православных людей в годы жестоких гонений на Церковь. И именно его первым канонизировали среди пострадавших от безбожников в годы Советской власти.