Преподобный Герман и его монастырь
26 декабря – день преставления преподобного Германа Аляскинского. «Украшение изящное Святыя Церкве во Америце» – так говорится в тропаре святого. Поговорим сегодня о его подвиге миссионерства в Северной Америке и монастыре в Платине, основанном в его честь.
Преподобный Герман родился в середине XVIII века и еще в юности стал монахом. В течение десяти лет он жил рядом с Валаамским монастырем, пребывая в монашеских подвигах. В 1793 году была создана Духовная миссия с центром на острове Кадьяк, организованная для проповеди Евангелия среди языческого населения Аляски. Монах Герман вошел в ее состав. В 1794 году парусное судно миссионеров под названием «Три святителя» причалило на берег острова.
О долгой дороге до Аляски будущий святой писал игумену родной Валаамской обители: «По Охотской дороге в верховой езде нападали на нас медведи, а по океану встречали разных морских зверей: китов, косаток, свинок, сивучей и других, коих довольно мы видели. Штормов больших не было, кроме одного». В том же письме он продолжал: «Находимся на острове Кадьяке, но еще не на месте, а намерение наше на матерую (землю), но не знаем, где понравится. Американцы к крещению идут весьма охотно, крестилось без мала тысяч семь, а на Уналашке, во время проезда сквозь Алеутские острова, неволею в одну бухту противным ветром нас загнанных алеуты своей ласковостью и желанием крещения весьма удивили».
Условия, в которых оказался будущий преподобный с соработниками, были трудными из-за сурового климата и внутренних сложностей миссии. Но новоприбывшие сразу же приступили не только к активной миссионерской работе, к крещению и венчанию местного населения, но и к строительству церкви и монастыря. В 1807 году монах Герман был назначен главой миссии, став покровителем и добрым отцом для местных жителей. В созданной ранее миссионерской школе он преподавал церковные предметы, помогал нуждающимся, молился за них во время бедствий. Но с каждым годом он все больше тяготился мирской суетой, окружающей его и на отдаленной от большого мира Аляске. Его монашеское сердце требовало уединения, и, наконец, передав свои дела сподвижнику, он переселился на необитаемый остров Еловый, находившийся в двух часах байдарочного хода от ближайшего поселения.
Проповедь коренным жителям Аляски
На новом месте отец Герман вырыл землянку, где жил в летнее время. На зиму он построил бревенчатую келию. Постелью ему служила скамья, покрытая оленьей шкурой, подушкой – два кирпича, одеялом – деревянная доска. Со временем рядом с келией была построена часовня и дом для посетителей, которые жаждали встречи с подвижником. Однажды к его острову пришвартовался фрегат из Санкт-Петербурга с командой офицеров. Монаха Германа попросили взойти на корабль. Там он обратился к экипажу: «А любите ли вы Бога? Если мы любим кого, мы всегда поминаем того, стараемся угодить тому, день и ночь наше сердце занято тем предметом. Так ли же вы, господа, любите Бога? Часто ли обращаетесь к Нему, всегда ли помните Его, всегда ли молитесь Ему и исполняете Его святые заповеди?» Получив отрицательный ответ, он продолжал: «Для нашего блага, для нашего счастья по крайней мере дадим себе обет, что с сего дня, от сего часа, от сей минуты мы будем стараться любить Бога уже выше всего и исполнять Его святую волю!»
Отец Герман не боялся обличать русских, живших на Аляске, в нетрезвой жизни, неподобающем поведении и притеснении кадьякских алеутов. На старца клеветали. В одном из писем он смиренно свидетельствовал: «Во всю мою здесь бытность, от своих Россиян, более видел презрения и укоризн, и насмешек. К коим я уже привык, а по привычке, думаю, что и в самом деле моя нищета того стоит». Один из офицеров писал о таком случае: «Однажды я рассказал отцу Герману, как испанцы в Калифорнии захватили в плен наших 14 алеутов, и иезуиты замучили одного алеута, принуждая их всех принять католическую веру, на что алеуты никак не соглашались, отвечая: "Мы христиане, мы крещены" и показывали им кресты на шеях. На что монах, спросив имя замученного, произнес: "Святой новомученик Петр, моли Бога о нас!"».
Случилось, что в селения алеутов пришла эпидемия гриппа. Отец Герман при этом посещал больных, уговаривая их терпеть, молиться, приносить покаяние, приготовлял умирающих к смерти. Во времена благополучные люди со всех сторон стекались к отшельнику – послушать его наставления о Спасителе и спасении, укорениться в настоящем христианстве. Не боялись святого и дикие звери, птицы во множестве прилетали к его келии, под домиком святого жил горностай, приходили к нему и медведи. Преподобный Герман сподобился многих сверхъестественных даров от Бога. В последние годы своей жизни он пребывал в уединении, посвящая себя подвигам молитвы и поста. Предчувствуя конец земной жизни, он завещал: «Тела моего не обмывайте, положите его на доску, сложите на груди руки, закутайте меня в мантию и ее воскрилиями покройте мое лицо и клобуком голову. Если кто пожелает проститься со мной, пусть целует крест, лица моего никому не показывайте. Опустив в землю, покройте меня бывшим моим одеялом (доской)». В момент отшествия его души в мир иной над Еловым островом просиял столб света. Позже мощи святого были положены в соборе острова Кадьяк.
В момент отшествия его души над Еловым островом просиял столб света
Перенесемся мысленно на берега некогда испано-иезуитской Калифорнии, где принял мученическую кончину кадьякский алеут Петр. Среди молодых людей Запада 60-е годы XX века были бурным временем поисков свободы и новых смыслов. Американец Юджин Роуз также пребывал в поисках истины и наконец обрел ее в православии. В то время на этой земле уже жил и чудотворил святитель Иоанн Шанхайский. Он стал духовным наставником Юджина и позднее благословил его вместе с другом основать монашеское братство на севере Калифорнии. Со временем друзья приняли монашеский постриг, и Юджин стал иеромонахом Серафимом (Роузом). На горе среди лесов, возле местечка Платина, образовался мужской монастырь, посвященный преподобному Герману Аляскинскому.
Иеромонах Серафим (Роуз)
Во времена иеромонаха Серафима братство активно занималось просвещением, издавая журнал «Православное слово». Монахи жили очень аскетично, по примеру небесного покровителя монастыря, преподобного Германа. Вот как вспоминал о монастыре ныне епископ Австралийский Георгий (Шейфер), посещавший Платину в 70-х годах прошлого века: «Отец Серафим – очень смиренный и в то же время очень яркий, он замечательно проповедовал… Он был именно иным: вел строгую, аскетичную жизнь. В таких условиях, как он жил, я бы, честно говоря, жить не смог. Платина – это очень отдаленное место. В первый раз, когда я туда приехал, братия рыла свой колодец, а до этого они ходили на речку и там ручным насосом качали воду в емкости и носили ее в монастырь. Это была единственная вода, которую они имели. Отопления в келиях не было. В то время в монастыре жили 6–7 человек». По другому свидетельству христианина, знавшего отца Серафима лично, он был мертв для мира и с решимостью подвизался на монашеском поприще по завету своего небесного покровителя, преподобного Серафима Саровского. Иеромонах Серафим тщательно изучал писания святых отцов, стараясь видеть окружающую реальность так, как видели они.
Помимо издания журнала, отец Серафим занимался богословскими исследованиями. Обладая большой богословской интуицией, острым умом и живой верой, он написал десятки статей и несколько книг в ответ на запросы общества. В частности, он писал: «Главнейшая беда современного Православия – избыток расчета и нехватка сердца». В другом месте он учил: «Не критикуйте и не судите окружающих; смотрите на людей как на ангелов, оправдывайте их ошибки и слабости, а себя самого осуждайте как последнего грешника. Из всего, что необходимо в духовной жизни, это – первое. Научитесь смиряться с тем состоянием, в котором вы оказались, и извлекать из него максимальную пользу. Если оно не приносит духовных плодов – не отчаивайтесь, а напротив, удвойте усилия: что вы сами конкретно можете сделать для своей духовной жизни в создавшемся положении?»
Научитесь смиряться с тем состоянием, в котором вы оказались, и извлекать из него максимальную пользу
Скончался иеромонах Серафим от мучительной болезни в молодом возрасте, в 48 лет. По смерти лицо его просветлело и озарилось блаженной улыбкой. Сейчас на его могиле горит неугасимая лампада, откуда паломники берут масло для помазания, и уже известны случаи исцеления. Некоторые верующие почитают иеромонаха Серафима как современного святого. Братия основанного им монастыря при затруднениях молятся ему. В Грузинской Церкви он уже прославлен как местночтимый святой.
Однако после смерти отца Серафима в монастыре начались неустройства. И только в 2000 году началась новая страница в жизни братства, когда насельники были приняты в лоно Сербской Православной Церкви. Ныне монастырь находится под омофором епископа Максима (Васильевича), духовного чада епископа Афанасия (Евтича). Последний, будучи неординарным подвижником, любил приезжать в Платину. Настоятелем монастыря сейчас является игумен Дамаскин (Кристенсен), пришедший к православию благодаря отцу Серафиму. Игумен Дамаскин окормлялся у отца Серафима вплоть до его кончины и позднее написал его биографию.
Монастырь преподобного Германа Аляскинского в Платине, штат Калифорния
Нынешняя братия монастыря, как и во времена иеромонаха Серафима, ведет скромный, аскетический образ жизни, занимаясь книгопечатанием, продолжая издавать журнал. В монастыре нет электрического освещения, вентиляторов и кондиционеров, горячей воды, здания отапливаются дровяными печами. Паломники могут останавливаться в специальных комнатах на несколько человек отдельно для мужчин и женщин. В районе монастыря не действует сотовая связь. Паломников просят сохранять атмосферу тишины и молитвы и избегать праздных разговоров с другими паломниками и с монахами. Фото- и видеосъемка во время службы запрещены. По правилам общины приезжающих просят прежде спрашивать разрешения, если они хотят сфотографировать кого-то из монахов или гостей. Общая для всех трапеза совершается в тишине под чтение духовных текстов. Понедельник в монастыре также является постным днем. День у братии начинается в 5:30 утра с полунощницы, в 19:30 совершается повечерие.
Отец Серафим писал: «Истинный кризис не вне, а внутри нас, и выбор таков: принять или отвергнуть Христа. Христос – вот наш кризис. Выберем ли мы Бога, единственно Сущего, или нашу самость, самих себя, которые ничто без Бога? Вот он единственный выбор, стоящий перед нами. Наш век делает все, чтобы мы забыли об этом, отказались решать этот вопрос, то есть фактически выбрали бы самость, пустоту, ад… Если хотя бы на один день мы прекращаем прием слов Священного Писания и святых отцов, – это означает, что мир начинает преобладать в нас». Он радел за то, чтобы современные верующие были готовы дать ответ в своем уповании, по слову святого апостола Петра:
«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Этому учил своей жизнью и святой Герман Аляскинский, чью память совершает сегодня Русская Православная Церковь. Пусть же примеры жизни просветителя Америки, преподобного Германа, и иеромонаха Серафима (Роуза) будут маяками для всех, идущих по узкому пути в Царствие Небесное. Преподобный отче Германе, моли Бога о нас!
Александра Калиновская
https://monastery.ru/zhurnal/svyatye/prepodobnyy-german-i-ego-monastyr/