Смысл икон. Преображение Господне
Аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе (Мк.9:1; ср.: Мф.16:28:
Сына человеческаго грядуща во Царствии Своем). Дальнейшее повествование синоптиков (см.: Мк.9:2–9; Мф.17:1–9; Лк.9:27–36) говорит нам об апостолах Петре, Иакове и Иоанне, которые в земной своей жизни стали свидетелями
силы и пришествия (παρυσία) Господа нашего Иисуса Христа, самовидцами (ἐπο᾿πται) величествия Онаго (2Пет.1:16).
Что могли видеть трое учеников, смотря на Лик Господа, который
просветися яко солнце, и на Его одежды, которые стали
белы яко свет? Что было им открыто, когда
облак светел осени их? Согласно свт. Григорию Богослову, ученикам на горе через этот свет было явлено божество (Θεο᾿της)384). Преподобный Иоанн Дамаскин, говоря об этом "сиянии божественной природы"385), о "вневременной славе (ἀ᾿χρονος δο᾿ξα) Сына Божия"386), указывает, что сравнение с солнечным светом неизбежно недостаточно, потому что нетварная реальность не может быть выражена тварным образом387). Речь здесь идет о боговидении, и понятно, почему от сщмч. Иринея Лионского388) до свт. Филарета Московского389) тема Преображения Христова никогда не переставала занимать отцов Церкви и богословов. В особенности пришлось заниматься этим вопросом соборам XIV столетия (1341, 1347 и 1351–1352 гг.), которые уточнили православное понимание благодати, основанное на догматическом различении между непостижимой сущностью Бога и Его сообщающейся тварям энергией. Святитель Григорий Палама (†1359), защищая традиционное учение о Преображении Господнем против нападок рационалистических богословов, сумел разъяснить все значение этого события для христианского вероучения и духовной жизни: "Бог именуется Светом, – говорит он, – не по Своей сущности, а по Своей энергии".390)
"Свет, осиявший апостолов, не был чем-то чувственным"391); однако было бы неправильно и считать этот Свет чисто умозрительным, называемым "светом" лишь метафорически392). Божественный свет не телесен и не духовен, но превосходит все тварное: это "неизреченное сияние единой триипостасной природы"393). "Свет Преображения Господня никогда не начинался и не прекратится; он не ограничен (временем и пространством) и недоступен чувствам, хотя и видим телесными очами <...>. Но ученики Христовы, через преображение своих чувств, перешли из телесного в духовное"394).
Преображение Господне. Новгородская школа. Конец XV в.
Аукционный дом Кристис. Нью-Йорк
Не в уничиженном Своем виде, не в "зраке раба" предстал Господь Своим ученикам, а как Бог395), как Ипостась Святой Троицы, в человечестве Своем неотделимой от Своей божественной природы, общей с Отцом и Святым Духом. Поэтому откровение Божества Христова есть в то же время и Троичное Богоявление: "Голос Отца свидетельствовал о возлюбленном Сыне <...>. Дух Святой, блистая с Ним в облаке света, открыл, что Свет – общий Отцу и Сыну, как и все, что есть Их богатство"396). Сначала Христос показал славу Своего Божества в той мере, в какой апостолы могли вынести славу этого видения; затем же, когда сияние "облака света" превзошло их силы, Господь стал невидимым, и ученики от страха пали ниц397). Кондак праздника (глас 7-й), кратко выражая учение отцов Церкви, утверждает, что слава Христова была показана ученикам "якоже можаху", чтобы позже, когда они увидят Учителя распинаемым, они уразумели, что страдания Того, Кто есть "воистину Отчее сияние", могли быть только "вольными".
Праздник Преображения (6 августа) должен быть довольно древним, хотя Этерия в конце IV в. его еще не знает. Однако Никифор Каллист398) утверждает, что св. Елена в 326 г. построила храм на горе Фавор399), что, по-видимому, подтверждается и раскопками400).
Большое количество проповедей о Преображении позволяет предполагать, что на Востоке этот праздник совершался гораздо раньше VIII в., когда он стал отмечаться особенно торжественно и прп. Иоанн Дамаскин написал ему канон401). На Западе с древних времен второе воскресенье Великого поста считалось посвященным Преображению402). Дата 6 августа появляется только в середине IX столетия в Испании и долгое время остается практически неизвестной, несмотря на старания Клюнийского аббатства в XII в. ввести ее. Как церковный праздник Преображение будет признано в Риме только в 1475 г. папой Климентом III. В отличие от христианского Востока Запад считает Преображение праздником второго разряда (без недельного попразднства).
В иконографии символические изображения Преображения (базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.) довольно рано заменяются непосредственной передачей евангельского события. Однако Евангелие дает два описания Преображения. Согласно свв. Марку и Матфею апостолы пали ниц, услышав голос Отца и увидев облако света. Святой Лука же говорит, что они увидели славу Христову, пробудившись ото сна. Последний вариант передан в стенной росписи Токалы (Каппадокия, IX–X вв.), где апостолы изображены сидящими. В комментарии свт. Иоанна Златоуста обе версии часто сливаются вместе403): "сон" (по Луке) понимается как оцепенение, произведенное видением. В этом смысле описывает мозаику Преображения в константинопольском храме Святых Апостолов Николай Месарит (XII в.)404). Положение апостолов различно. Но с XI столетия св. Петр изображается всегда коленопреклоненным. Он опирается на левую руку и поднимает правую, чтобы защититься от света (или же делает жест, сопровождающий его слова ко Христу). Святой Иоанн (изображается всегда посередине) падает, отвернувшись от света. Святой Иаков (обычно слева) убегает от света или падает на спину. В XIII в.часто встречаются иконы, на которых особенно подчеркивается выразительность поз апостолов: они стремительно падают с высокой горки, потрясенные видением. Этот иконографический тип распространяется в XIV в., когда в ответ на споры о Фаворском свете в иконографии пытались указать на нетварность света Преображения. Это мы видим и на нашей иконе (Россия, XVI в.): св. Петр упал на колени; св. Иоанн распростерт; св. Иаков упал на спину, закрывая глаза рукой, глядя на Христа.
Преображение Господне. Мозаика. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе, Равенна. VI в.
Преображенный Господь изображен стоящим на вершине горки, беседующим с Моисеем и Илией. Одежда Его ярко-белая. Геометрическая фигура (на нашей иконе это пятиконечная звезда), вписанная в мандорлу, образно передает "облако света", указывающее на трансцендентный Источник божественных энергий. На нашей иконе Моисей (справа) держит в руке книгу; обычно же он изображается со скрижалями Завета. Илия (слева) – длинноволосый старец. Святитель Иоанн Златоуст приводит несколько основных причин, объясняющих присутствие Моисея и Илии при Преображении405). К этой же теме обращаются и некоторые литургические тексты.
Преображение Господне. Мозаичная икона. Константинополь. Около 1200 г.Лувр. Париж
Прежде всего, Моисей и Илия представляют Закон и пророков; во-вторых, оба они видели таинственное явление Господа, один – на Синае, другой – на Хориве. В-третьих, Моисей представляет усопших, Илия же, взятый на небо в огненной колеснице, представляет живых. Это последнее толкование особенно проступает в литургических текстах и иногда выражается в иконографии. Так, на одном образе XVI или XVII столетия в Нередице ангел выводит Моисея из гроба, другой же ангел сопровождает Илию на облаке. Эта настойчивость понятна: таким образом подчеркивается эсхатологический характер Преображения. Христос является как Господь живых и мертвых, грядущий в сиянии будущего века. Преображение было "предвосхищением Его будущего пришествия", как говорит свт. Василий Великий406); оно приоткрывало вечность во времени.
В. Н. Лосский, Л. А. Успенский: Смысл икон
384) См.: Григорий Богослов, свт. Слово 40-е: На святое Крещение, 6 / PG 36, col. 365а (рус. пер.: Указ. изд. Т. 1. С. 546. – Ред.).
385) Иоанн Дамаскин, прп. Беседа на Преображение Господне, 4 / PG 96, col 552b.
386) Там же, 9, col. 560с.
387) См.: Там же, 13, col. 564с–565а.
388) См.: Ириней Лионский, св. Против ересей, IV, 20, 2; 9 / PG 7, col1033аЬ, 1038Ьс (рус. пер.: Сочинения. СПб., 1900. С. 369; 374.-Ред.).
389) См.: Филарет (Дроздов), митр. Слово 12-е, на Преображение Господне, 1820 г. / Слова и речи. Т. 1. М., 1873. С. 99–107.
390) Григорий Палама, свт. Против Акиндина, VI, 9 / PG 150, col. 823 (ссылки здесь и ниже даны на заголовки глав, перечисленные в "Патрологии" П. Миня; ср.: Антирретики против Акиндина. Краснодар, 2010. С. 281. –Ред.).
391) Там же, IV, 20 / PG 150, col. 818 (ср.: Антирретики против Акиндина. С. 192. – Ред.).
392) См.: Там же, VII, 8 / PG 150, col. 826 (ср.: Антирретики против Акиндина. С. 339.-Ред.).
393) Григорий Палама, свт. Беседа 35-я / PG 151, col. 448d (ср. рус. пер.: Беседы (омилии) / пер. архим. Амвросия (Погодина). Ч. 2. Монреаль, 1974. С. 101. – Ред.).
394) Он же. Беседа 34-я / PG 151, col. 429а (ср.: Там же. С. 87. – Ред.). О богословии Преображения у свт. Григория Паламы см.: Василий (Кривошеин), мон. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы / Seminarium Kondakovianum. Т. 8. Прага, 1936. С. 99–154.
395) См.: Флп.2:6–7; ср.: Лев Великий, свт. Проповедь 51, 7 / PL 54, col. 312с.
396) Григорий Палама, свт. Беседа 34-я / PG 151, col. 425cd (ср.: Беседы (омилии). С. 85. – Ред.). Сравнение этого Троичного Богоявления с крещенским часто встречается у святых отцов.
397) См.: Он же. Беседа 35-я / PG 151, col. 444d–445a (ср.: Там же. С. 99. – Ред.).
398) См.: Никифор Каллист. Церковная история, VIII, 30 / PG 146, col. 113cd.
399) Древнее мнение (см.: Ориген. Комментарий на Псалом 8-й / PG 12, col. 1548d), ставшее общепринятым; оно стремится отождествить "гору высоку" Преображения с Фавором. Евангельское же повествование указывает скорее на Ермон.
400) См.: Barnabé d’Alsace, рèrе. Le Mont Thabor. Paris, 1900. P. 58–61; 133–154.
401) Cm.: PG 96, col. 848–853.
402) По необычайному совпадению это воскресенье было позже в Православной Церкви посвящено памяти свт. Григория Паламы; см.: Batiffol P. L’Histoire du Bréviaire Romain. Paris, 1893. P. 163.
403) См.: Иоанн Златоуст, сет. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 56-я, 3 // PG 58, col. 552–553 (рус. пер.: Творения. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1901. С. 577.-Ред.).
404) См.: Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche: Zwei Basiliken Konstantins. Bd. 2. Leipzig, 1908. S. 32–37.
405) См.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 56-я, 1–2 / PG 58, col. 550–551 (рус. пер.: Творения. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1901. С. 574–576. – Ред.).
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/smysl-icon.html#_64