Живопись катакомб

Татьяна Зуйкова

Живопись катакомб — это один из видов раннехристианского искусства I — IV веков, который родился в культурной и исторической среде Древнего Рима, поэтому в нем много черт от стилистики и тематики поздней античности. Однако, катакомбное искусство совершило глобальный переворот в области понимания назначения живописи, теперь любая фреска — это не просто украшение, а носитель глубинного смысла. Отсюда такие её качества как знаковость, символичность, наличие подтекста, понятного только посвященному.

Что такое катакомбы


Катакомбы — древние подземные захоронения, представляющие собой систему галерей-коридоров, заканчивающихся небольшими прямоугольными помещениями — кубикулами, помещениями побольше — криптами или большими капеллами. Эти помещения были отнюдь не только христианскими, в них хоронили и язычников, и иудеев, которые в реалиях начала нашей эры вполне могли быть членами одной семьи. Однако местом собраний они стали именно для христиан.

Римское законодательство неукоснительно признавало право человека быть похороненным в соответствии с теми религиозными убеждениями, который тот исповедовал при жизни. Во время гонений это давало христианину чувство относительной безопасности и уверенности в том, что право на свою молитву и отправление своего заупокойного культа при похоронах мучеников защищает закон. Поэтому в I — IV веках новой эры христианское искусство развивается в основном под землей, закладывая фундамент для изобразительной эстетики Средневековья и прокладывая мост, навсегда соединяющий христианскую живопись с искусством классической древности. На протяжении всей дальнейшей истории художественная традиция восточной и западной христианских церквей в каждом новом своём взлёте и расцвете будет вдохновляться в том числе и новым познанием, и осмыслением античности

В 313 году римский император Константин издал так называемый «Миланский эдикт», в котором признал христианство одной из государственных религий, т. е. легализовал его. И у новой религии появилась возможность по-настоящему выйти на свет Божий, строить свои храмы, более масштабно развивать свои архитектурные и живописные традиции. Поэтому с IV века катакомбы постепенно утрачивают своё значение христианских религиозный центров, но ещё достаточно долго почитаются как места захоронения первых мучеников, хотя со временем особо чтимые мощи переносят во вновь отстроенные храмы.

Появление живописи


Изображения в катакомбах ранее конца II века нам неизвестны. Возникает вопрос, а были ли они вообще? Для христианского искусства всегда было верно утверждение «в начале было слово...» (Ин. 1:1). Для того, чтобы появилось изображение нужно прежде сформулировать саму его идею, что именно следует изображать, а зародившееся христианство ещё только развивалось и отрабатывало свои тексты и постулаты.

Кроме того, многие апологеты раннего христианства выступали резко против изображений, считая их идолопоклонством, и приводя в качестве весомых аргументов в пользу своей правоты и утверждение Платона о ложности образов, созданных в подражании природе, и библейское «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...» (Исх 20: 2 — 17). И утверждение писателя Тертуллиана, что «всякую картину или картинку что-либо изображающую следует считать идолом», и на послание апостола Павла к римлянам: « славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,- то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела».(1)

Но все равно на рубеже II и III веков образы появились. В катакомбный период христианское искусство впервые сказало да изображениям. Вопрос правомочности живописи в храме, его отличности от кумира будет достаточно остро стоять в восточно христианской церкви на протяжении ещё нескольких столетий и окончательно снимется только в IX веке в результате победы иконопочитателей в более чем столетней борьбе с иконоборцами и утверждения богословия иконы. До этого момента изображения будут вызывать множество вопросов, но великую проповедническую силу зрительного образа, мощь его воздействия и умение быть «книгой для неграмотных» оценили те поборники новой веры, которые видели какое просветительское влияние все это оказывает на новобращенных уже на ранних этапах развития христианства

Все катакомбные сюжеты можно разделить на несколько тематических групп:

Сюжеты, переосмысляющие античные сцены и персонажей


В катакомбах на Виа Латина (IV век) можно увидеть небольшой цикл фресок, посвященных подвигам Геракла. В мифологии Геракл — герой, т. е. Сын Бога (Зевса) и земной женщины, этим образ Геракла созвучен образу Христа. Геракл совершал подвиги, Христос исцеления, Геракл вывел из поlземного царства Алкесту, Христос воскресил Лазаря. Вчерашним язычникам, благодаря такому сопоставлению, миссия и образ Христа становились понятнее. В упомянутых катакомбах можно увидеть изображения второго (Сражение с лернейской гидрой), восьмого (В саду Геспирид) и одиннадцатого (Геракл выводящий из подземного царства Алкесту) подвигов Геракла.

Не смотря на то, что пишутся фрески на мифологические сюжеты стилистически они уже выполняются иначе, нежели это сделали бы античные художники в росписях светских вилл. Иллюзорность и пространственность в них практически отсутствуют, действие выносится на первый план, фигуры располагаются максимально фронтально и прежде всего взаимодействуют со зрителем, а не друг с другом. Здесь уже видна попытка уйти от простой иллюстрации текста и создать нестолько изображение самого события сколько его живописный символ.

Кроме Геракла с Христом сопоставлялся и такой мифологический персонаж как Орфей В катакомбах Домицыллы (IV век) есть композиция изображающая Орфея с лирой, сидящего на камне между двумя деревьями, где птицы слушают его игру. А «эта игра, по древнему сказанию, была настолько совершенна, что могла привлекать милость богов, укрощать ярость морских волн, останавливать течение рек, укрощать диких зверей и заставлять деревья покидать свои места и следовать за ним. Как Орфей своею лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей. Подобная параллель между Иисусом Христом и Орфеем приводится во многих сочинениях древних авторов, например Климента Александрийского, Евсевия и др. Без сомнения, параллель эта не вполне совершенная, и ею пользовались христиане как возможным наглядным средством — передать в образе высоту Божественного Учения, проводя в то же время бесконечную разницу между личностью Орфея и Иисуса Христа».

Аллегорические сюжеты, выражающие притчи Евангелия



Самой распространённой композицией, которая может быть отнесена к этой группе является изображение Христа в виде доброго пастыря. «Я есмь Пастырь Добрый; и знаю Моих, и Мои знают меня» (Ин 10: 11-16) В катакомбах Домицыллы (IV век) есть изображение Христа, окружённого овцами и держащего на плечах агнца. Подобная композиция есть и в катакомбах Сан Каллисто (III век).

Иконография Доброго пастыря переосмысливает языческое изображение Гермеса-пастуха, который также нес на своих плечах овечку. Гермес — посредник между Богами и человеком, его задача доносить высшую волю до людей, Добрый пастырь — искупитель, агнец на его плечах — символ жертвы сознательной и добровольной «вот агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин 1; 29-34)

Знаковые изображения


Николай Васильевич Покровский (1848 - 1917) русский археолог профессор Санкт-Петербургской духовной академии, специалист в области церковного искусства выделяет и дает толкование следующим знакам-символам, встречающимся в катакомбной живописи.

Якорь — символ христианской надежды.

Голубь — символ Святого Духа. Иногда голубь служит символом невинной христианской души. Если голубь изображен с веткою в клюве, то он служит символом мира. Голубь с виноградною кистию может означать христианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь означает апостола.

Феникс — символ Воскресения. Петух — символ Воскресения, потому что своим пением пробуждает он людей от сна.

Павлин — символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергалось разложению.

Агнец — жертва.

Крест и монограмма Христа — символы Спасителя.

Лев — символ силы и могущества, орёл — символ юности ("обновится яко орля юность твоя"), змея — символ зла, и, в частности, дьявола, олень — символ апостола, или кающегося, или святого, пальма — символ победы, оливковая ветвь — символ вечного мира, лилия — символ чистоты, венок. — символ победы над смертью и дьяволом.

Рыба означает Иисуса Христа как основателя и хранителя церкви.

Обилие подобных знаковых изображений демонстрирует такое качество раннехристианского искусства как наличие глубокого подтекста при достаточно простом и обыденном тексте. В катакомбах Сан-Себестьяно (III век) есть композиция, которая представляет вазу с фруктами и голубя рядом с ней. Сцена выполнена в реалистической манере, художник необычайно правдоподобно передает всю спелость и сочность винограда, объемность и оперение голубя, так что человек непосвящённый увидит в этом красивый пасторальный натюрморт, а человек, близкий к идеям новой религии — христианскую душу вкушающую от небесных благ. Умение прочитывать знаки позволяло людям идентифицировать друг друга и понимать насколько откровенным можно быть в беседах с другим человеком, что в условиях гонений было немаловажно.

Библейские события


Задачей искусства христианских катакомб было выбрать из огромного круга сюжетов Ветхого и Нового заветов наиболее подходящие и показательные. И этот выбор осуществлялся в соответствии с новой концепцией понимания времени, «сменившей традиционное представление об истории как о круге на линейную картину мира, где история имеет начало, конец и кульминацию - Воскресение. Поэтому первые "повествовательные циклы" в катакомбах состоят всего из двух сцен - Грехопадения и Поклонения волхвов или Грехопадения и Крещения. Это своего рода отметки на оси координат - начало истории падшего человечества и начало Искупления (рождение Спасителя или начало Его земного служения).

Живопись катакомб - набор таких кульминационных сюжетов, говорящих о чудесных спасениях праведников - ветхо- и новозаветных прообразах грядущего Воскресения. Примеры эти подобраны на основе текста заупокойной молитвы св. Киприана Антиохийского: "Спаси, Господи, душу его, как Ты спас Иону из чрева китова, трех юношей из печи огненной, Даниила из рва львиного, Сусанну из рук старцев… и Тебя прошу, … открывшего глаза слепого, уши глухого, исцелившего расслабленного, воскресившего Лазаря…"».

В катакомбах Петра и Марцеллина (III век) присутствует сцена грехопадения Адама и Евы, на которой они изображаются стыдливо прикрывающими свою наготу, а также Крещение Христа в Иордане — два важнейших события отражающих новое понимание времени как линейной бесконечности, внутри которой отмечается чудесное спасение Даниила во рву львином и Ионы в море. Пример декорирования катакомб Петра и Марцеллина свидетельствует, что уже в самом начале своего развития христианскому искусству было не все равно какие сюжеты, где, зачем и почему изображать. Уже здесь видна попытка символического и системного осмысления молитвенного пространства и живописи его наполняющей. Стоит сказать, что в дальнейшем с развитием литургии и искусства, основываясь на богословских трудах и художественном опыте христианство выработает устойчивую систему росписи храма, начало которой было положено уже в катакомбный период.

Литургические изображения


К данной группе сюжетов могут быть отнесены достаточно многочисленные евхаристические сцены, как, например, в катакомбах Домицыллы (IV век), Претекстата (IV век), Петра и Марцеллина (III век). Число персонажей в композициях не обязательно равно 13 (Христос и 12 апостолов), они передают не столько события Тайной вечери, сколько иллюстрируют те реальные евхаристии, которые происходили во время катакомбных богослужений.

Изображения Богородицы, Христа, святых


В катакомбном искусстве берет свое начало такой устойчивый иконографический тип изображения Богоматери и святых как Оранта - фронтально стоящая фигура с воздетыми вверх руками. В античном искусстве подобное изображение — это поза древнего римского благочестия, - так приветствовали императоров. Христианство связало её с ветхозаветным рассказом о пророке Моисее, который превозмогая усталость молился с воздетыми к небесам руками за свой народ, и народ его одерживал победу за победой, стоило Моисею опустить руки, как его народ начинал терпеть поражения в войне с амалекитянами (Исход 17: 11-12). Таким образом, Богородицу и святых раннехристианские художники представляют молитвенниками за весь человеческий род.

Надо сказать, что в этот период складываются и особенности изображения внешнего облика девы Марии, в катакомбах Джордани (III век) она изображена как богатая римлянка в дорогих одеждах, а в катакомбах Коммодиллы (V век) появляется знакомое нам облачение Богоматери в мафорий и сарафан.

Тот же поиск внешнего облика происходит и в изображении Иисуса Христа. В катакомбах Спаситель предстает то юным и безбородым, как например, в катакомбах Виа Латина (IV век) в сценах Воскрешение Лазаря и Христос и самарянка, то зрелым с бородой, как например, в катакомбах Коммодиллы (IV век). В последних изображение Христа дополнено буквами альфа и омега «Я есмь альфа и омега, начало и конец, первый и последний» (Откр 22: 12-13), что свидетельствует об усложнении понимания природы Христа, двуединства Божественного и человеческого, и желании углубить собственно христианское звучание образа, оторвать его от сопоставлений с античными прототипами.

В итоге...

В катакомбный период начинает складываться новая художественная традиция:

изображение теперь не просто декор, а носитель глубинного смысла,

фрески становятся более плоскостными,

пространственное решение сводится к минимуму,

минимизируется число персонажей, которые в групповых сценах чаще изображаются фронтально и взаимодействуют в первую очередь со зрителем, а не друг с другом,

складывается новый круг тем и сюжетов,

развивается новая иконография.

За первые четыре века существования христианское искусство наметило себе пути развития, которыми оно пойдет дальше на протяжении всей эпохи Средневековья.


Литература:

1. Нессельшьраус Ц. Г. Искусство раннего средневековья. СПб 2000, с. 28 — 29
2. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб 2000
http://www.krotov.info/lib_sec/16_p/pok/rovsky.htm









Татьяна Зуйкова
https://jesus-portal.ru/