Неделя 25-я по Пятидесятнице. Пророка Аввакума
В воскресенье, 15-го декабря, Святая Церковь вспоминает пророка Аввакума.
Имя Аввакум, данное пророку при рождении, с еврейского переводится как «сильный», «борец». Удивительно, но именно эти качества особенно выделяются в пророческом служении Аввакума. Мы немного знаем о его жизни, но известно, что он родился и проповедовал во времена неправедных царей Манассии и Амона. И это не случайность. Пророки в Ветхом Завете исполняли определённые обязанности и были призваны для определённых целей. Так или иначе, основная цель пророческого служения заключается в поддержании нравственной, духовной и религиозной жизни общества. Пророки пытались сохранить вверенный им народ в чистоте и вере через пророчества и откровения, которые они получали от Бога.
![](/assets/images/news/pr-Avvakum-fragment.jpg)
"Господи! услышал я слух Твой" (Авв. 3:2)
Пророк Аввакум. Церковь Богородицы Паммакаристы «Радующейся». Фрагмент свода.
Возвращаясь к Манасии и Амону, надо отметить, что эти два царя были нечестивыми не только с христианской точки зрения (которой на тот момент, конечно, не существовало), но и по современным тогда еврейским законам. В государстве царило беззаконие: идолопоклонство, угнетение слабых, а в 4-й книге Царств о Манасии говорится как о царе, пролившем много невинной крови «так что наполнил ею Иерусалим от края до края» (4Цар. 21:16). Хотя Манасия потом и раскаялся в содеянных грехах, будучи в плену у ассирийцев, однако его сын Амон продолжил дела отца.
Аввакум, видя беззаконие, царящее в Иудейском народе, взывал к Богу: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь? Буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?» (Авв. 1:2-3).
Господь услышал своего праведника и открыл ему, что вскоре иудейский народ потерпит страшные бедствия: главный для всех евреев Иерусалимский храм будет разрушен, сам Иерусалим будет разграблен, а народ будет взят в плен халдеями. Халдеи тогда считались особенно зверским племенем, они были известны крайней жестокостью и воинственностью. Конечно, это не утешило пророка; он молил Бога, чтобы это бедствие было временным и, быть может, не таким жестоким. Он сравнивает себя со стражем на башне в своем молитвенном ожидании ответа: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?» (Авв. 2:1). И он получил его: Господь сказал, что посланные скорби для спасения: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Аввакум возвещал о грядущих событиях Иерусалиму, но они его не услышали: Иерусалим и Иерусалимский храм были разорены и разрушены, а евреи были взяты в Вавилонский плен.
Еще один эпизод вспоминается из жизни пророка Аввакума. После разорения Иерусалима он вернулся в город и продолжил заниматься земледелием. Однажды, во время жатвы, пророк сварил похлебку и хотел отнести ее жрецам, но по дороге его остановил ангел Господень и попросил отнести похлебку пророку Даниилу, который сейчас находился в львином рву в Вавилоне. Аввакум, конечно, недоумевал, как он может в миг оказаться совершенно в другом месте. Но что невозможно человеку, то возможно Богу. Ангел Господень восхитил Аввакума и перенес его прямо к пророку Даниилу. Пророк Даниил вкусил пищи, а пророк Аввакум был возвращен обратно в Иерусалим.
Вот такое удивительное перемещение во времени и пространстве! Мы будем просить этого удивительного пророка о том, чтобы и в наше время его святые молитвы уберегли нас от гнева Господа!
Приходите на богослужение! Начало в 7:30!