Неделя 4-я по Пятидесятнице, Свт. Иоа́нна (Максимо́вича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского

Память святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского
(+ 1966 г.), отмечает 2 июля Православная Церковь.


Святитель Иоанн – уникальная фигура в истории XX века. Русский святой, чья жизнь и служение прошли за пределами России, среди эмиграции – на Дальнем Востоке, на островах в Тихом океане, потом в США и в Европе.

Святитель прошел удивительный путь, полный испытаний, скорбей, Божиих благодатных заступлений и чудес. В своем благовестии он посетил тысячи городов и селений почти на всех континентах. Находясь в постоянном общении с людьми разных рас и национальностей, в потоке исторических катаклизмов и перемен, святитель стяжал высоту духа, которой сияли древние христианские пустынники и аскеты. «Христианин должен всегда иметь молитвенное настроение, каждое мгновение помнить, что он находится перед лицом Божиим, и в душе своей разговаривать с Ним», — говорил владыка и всю жизнь был тому примером в любых обстоятельствах. И из этого опыта он обращается к своим современникам, а вместе с ними и к нам.

Фото святителя Иоанна — "Издательский Дом "Русский Паломник"

Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на Небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. (Пс. 138, 7–10)

«Приведенные богодухновенные слова псалмопевца Давида надлежит нам особенно помнить в настоящие дни, когда весь мир словно заколебался и отовсюду приносятся вести о различных волнениях, потрясениях и несчастьях», — пишет святитель Иоанн в 1937 году своей Шанхайской пастве.

И далее владыка передает картину разворачивавшихся перед глазами миллионов людей событий, которая побудила святого писать к своим духовным чадам:

«Не успеет внимание остановиться на происходящем в одной стране, как оно отвлекается еще более грозными событиями, неожиданно вспыхнувшими в другом месте; не успеешь вникнуть в них, как еще новые события отвлекают взор в третье место, заставляя забыть про прежние, хотя и они не прекратились. Напрасно собираются совещания представителей разных стран, которые стараются найти исцеление общей болезни, они обнадеживают себя и других легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет (Иер. 6: 14; 8: 11).

Не только не прекращаются бедствия в тех странах, где уже они совершаются, но и наступают внезапно там, где считалось безопасно и хорошо. Убегающие от одних бедствий попадают в другие, часто еще худшие.

Как если бы кто убежал от льва — и напала на него медведица; или вскочит в дом и обопрется руками своими о стену — и ужалит его змея (ср.: Ам. 5: 19); или, как говорит другой пророк: и будет — бежащий от страха впадет в пропасть и вылезающий из пропасти попадет в сеть. Ибо окна небес отверзлись и трясутся основания земли (ср.: Ис. 24: 18) [обе цитаты в пер. свт. Иоанна].

Подобное видим мы в настоящее время. Отправляющиеся на мирную работу вдруг становятся жертвами военных действий, возникших там, где их меньше всего ожидали. Спасающиеся от военной опасности терпят ужас стихийный в бедствии землетрясения или тайфуна. Многие находят себе смерть там, где спасались от смерти. Другие же готовы лучше подвергнуть свою жизнь опасности, чем изнывать в местах, почитаемых безопасными, в ожидании иных бедствий, могущих прийти в те края. Кажется, нет места на земном шаре, которое за последнее время являлось бы спокойным и тихим пристанищем от мiровых невзгод. Осложнения политические, экономические и общественные.

Беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии , как говорит апостол Павел (2 Кор. 11: 26). К сим бедам в наши дни нужно добавить еще "беды на воздухе и беды с воздуха", особенно страшные».

Святитель Иоанн ставит перед своими чадами задачу, сравнимую с той, которая была у первых христиан, — противостоять испытаниям силой Христовой, уповать не на человеческие силы и средства, а на Бога, дающего силы перенести и большие бедствия, если будет нужно: Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45: 2, 3).

«Ничто не страшно уповающему на Бога. Не убоится он человека-злодея. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? (Пс. 26: 1).

Не страшны ему ужасы войны. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26: 3).

Спокоен он, живя дома. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится (Пс. 90: 1).

Готов он и поплыть по морю: …в мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих (Пс. 76: 20).

Смело, словно на крыльях, полетит он и по воздуху в отдаленные страны, говоря: И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс. 138: 10).

Не убоится он от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни, от вещи, во тьме преходящия, от сряща (нападения) и беса полуденнаго (Пс. 90: 5, 6).

Но и смерть не страшна ему, ибо для кого жизнь — Христос, для того смерть — приобретение (ср.: Флп. 1: 21). Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь или теснота, или гонения, или нагота, или беда, или меч?.. Ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия (ср.: Рим. 8: 35–39)».

Слова архипастыря сливаются в один богослужебный текст-молитву о своих пасомых и о всем мире. Святитель Иоанн погружен в богослужение, оно — источник сил, вдохновения и Божьего просвещения. Его богословие проистекало из опыта повседневного предстояния Престолу Божию. Это была часть его обыденной жизни. Отсюда такой объем цитат из Священного Писания — оно было его жизнью, и к этой жизни он звал своих духовных чад, являя собой живой пример.

«Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2 Кор. 7: 1).

Глаголет Господь: разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя во свободу и всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи в дом твой; аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют; и предидет пред тобой правда твоя и слава Божия обимет тя. Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох! (Ис. 58: 6–9).

Господи! Научи ны творити волю Твою (ср.: Пс. 142: 10) и услыши ны, воньже аще день призовем Тя (ср.: Пс. 101: 3)!

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Пс. 32: 22).

Смиренный Иоанн, епископ Шанхайский
30 августа 1937 г.
Св. благоверного великого князя Александра Невского».

Пусть молитвы святителя Иоанна Шанхайского укрепят, помогут нам идти за Христом и вместе с апостолом сказать: Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день (2 Тим. 1: 12) и Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4: 13).


Тропарь святителю Иоанну (Максимовичу), архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, глас 5

Попече́ние твое́ о па́стве в стра́нствии ея́,/ се проо́браз и моли́тв твои́х, за мир весь при́сно возноси́мых./ Та́ко ве́руем, позна́вше любо́вь твою́,/ святи́телю и чудотво́рче Иоа́нне!/ Весь от Бо́га освяще́н священноде́йствием пречи́стых Та́ин,/ и́миже сам при́сно укрепля́ем, поспеша́л еси́ ко стра́ждущим, цели́телю отра́днейший.// Поспеши́ и ны́не в по́мощь нам всем се́рдцем чту́щим тя.

Кондак святителю Иоанну (Максимовичу), архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, глас 4

Се́рдце твое́ объе́млет всех любо́вию/ моля́щих ти ся, Иоа́нне святи́телю,/ и помина́ющих по́двиг жития́ твоего́./ Безболе́зненно же ле́гкое преставле́ние твое́ бысть,// Одиги́трии Пречи́стыя ве́рный служи́телю.

Моли́тва святителю Иоанну (Максимовичу), архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому

О святи́телю о́тче наш Иоа́нне, па́стырю до́брый и тайнови́дче душ челове́ческих! Ны́не у Престо́ла Бо́жия за нас мо́лишися, я́коже и сам посме́ртне изре́кл еси́: «А́ще и умро́х, но жив есмь». Умоли́ всеще́драго Бо́га проще́ние нам во гресе́х дарова́ти, да бо́дренно воспря́нем, и Бо́гу возопие́м о дарова́нии нам ду́ха смире́ния, стра́ха Бо́жия и благоче́стия во вся́ческих путе́х жи́зни на́шея, я́ко ми́лостивый сиропита́тель и иску́сный наста́вник на земли́ быв, ны́не бу́ди нам путеводи́тель и в сму́тах церко́вных Христо́во вразумле́ние. Услы́ши стена́ние смяте́нных ю́ношей на́шего лихоле́тия, обурева́емых беснова́нием вселука́вым, и при́зри на уны́ние изнемога́ющих па́стырей от утесне́ния тлетво́рнаго ду́ха ми́ра сего́ и томя́щихся в нераде́нии пра́здном и ускори́ на моли́тву, сле́зно вопие́м ти, о те́плый моли́твенниче; посети́ нас си́рых, по всему́ лицу́ вселе́нныя разсе́янных и во оте́чествии су́щих, во тьме страсте́й блужда́ющих, но сла́бою любо́вию ко све́ту Христо́ву влеку́щихся и жду́щих твоего́ оте́ческаго наставле́ния, да благоче́стию навы́кнем и насле́дницы Ца́рствия Небе́снаго яви́мся, иде́же ты пребыва́еши со все́ми святы́ми, сла́вяще Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же честь и держа́ва, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Утр. – Лк. 24:1–12 (зач. 112). Лит. – Рим. 6:18–23 (зач. 93). Мф. 8:5–13 (зач. 25). Ап.: Иуд. 1:1–10 (зач. 77). Ин. 14:21–24


ЦИТАТА ДНЯ

«Мы окружены великой Заботой. Нет "рока", нет "слепой судьбы". Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней».

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский