Неделя 8-я по Пятидесятнице. Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, празднует Православная Церковь в воскресенье 7 августа 2022года.

Святая Анна происходила из рода первосвященника Аарона, а ее мужем был праведный Иоаким из рода царя Давида.

Анна и Иоаким, долго не имевшие детей, дали обет, что если у них родится ребенок, они посвятят его Богу.

Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около 50 лет, Он даровал им ребенка – у них родилась дочь, которую они назвали Марией.

Успение Пресвятой Богородицы.
Фреска монастыря Грачаница, Сербия. Около 1320 года

После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий. Это произошло, когда Марии исполнилось 3 года.

Мария осталась жить и служить при Иерусалимском храме – там Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По Преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет.

Вскоре после ухода Марии Иоаким скончался, а Анна еще несколько лет жила с дочерью при храме. По Преданию, она умерла в возрасте 79 лет.


Насыщение народа пятью хлебами

Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новых контекстах и перед лицом новых обстоятельств – исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок может ударить нас в душу по-новому.

Сегодня мы читаем о насыщении народа Христом. И чаще всего у отцов Церкви и у духовных писателей читаешь о их чувстве изумления о милосердии Божием и о власти Бога, Который мог напитать столько народа столь малым, Который мог творить чудеса в мире, таком Ему чуждом, когда хоть искра веры, хоть трещинка в броне нашего неверия позволяла Ему действовать.

При чтении сегодня этого Евангельского отрывка, меня по-новому поразили слова Христа. Ученики обращаются к Нему, чтобы Он отослал толпу, потому что день на исходе, ближайшие селения далеко, они ослабеют на пути от усталости и ночных сумерек, если останутся дольше: а ведь они не ели весь день, вслушиваясь в животворящее слово Христово. И Христос говорит ученикам: Нет, им не нужно уходить, – дайте вы им есть... Но как же они могут накормить такую толпу людей, мужчин, женщин и детей, у них всего пять хлебов и две рыбки? И тут – вызов Христа ученикам, и вызов Христа нам. Да, – в каком-то смысле один только Бог может совершить это чудо; но только если мы содействуем этому чуду открытостью нашего сердца и открытостью наших рук, вложив в чудо все, что у нас есть. Христос не сказал ученикам: сберегите то, что вам нужно самим, и отдайте остальное, отдайте другим то, что останется: Он сказал: возьмите все, что у вас есть, и отдайте в все...

Не говорит ли это нам Господь сейчас, особенно подчеркнуто, когда мы так обеспечены, так богаты, так благополучны, и когда день за днем мы слышим о голоде, и о нищенстве, и о голодной смерти тысяч и тысяч людей? И Господь нам говорит совсем просто: отдайте то, что у вас есть, и предоставьте Мне действовать дальше: не просите Меня о чуде, когда вы можете сделать то, что нужно...

Апостолы могли сделать немного: они могли только разделить пять хлебов и две рыбы: но мы можем поделиться так многим! Если бы наши сердца были открыты, и если бы сердца каменные Бог претворил в сердца плотяные, если бы мы научились хоть немного – о, хоть самую каплю! – деятельной любви к ближнему, то не было бы голода в мире.

И сегодняшнее Евангелие говорит нам: оглянись вокруг: оглянись на каждого человека, который голоден, каждого человека, который бездомный, каждого человека, который в нужде, и помни, что каждый из этих людей – твоя ответственность, что весь их голод, вся их бездомность, все их нищенство в конечном итоге – результат твоего благополучия, твоего удобства, твоей обеспеченности и твоего отказа разделить, поделиться, дать. Дать не больше того, что есть, а просто дать.

Если бы мы только помнили, что, как сказал один святой, имени которого я сейчас не припомню, когда он съедает кусок сверх своей необходимости, когда он приобретает или удерживает что-то сверх своей строгой нужды, он украл это у голодного, он украл это у бездомного, он украл это у замерзающего, – он вор!.. Не относится ли это к нам еще острее, чем к этому подвижнику?

Мы должны задуматься над этим: ведь мы ведем себя, как плохие, нечестные управители; потому что есть такая вещь, как управление, ответственность за богатство – интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, материальное. Вы, вероятно, помните рассказ о недостойном, неверном управителе, который мошенничал и обкрадывал своего хозяина; и когда хозяин обнаружил его нечестность и пришло ему время расчета, то управитель позвал тех, кто был должен его хозяину, и списал, уменьшил их долг. Вот нечто, чему мы можем научиться. Он обратился к людям, и помог им, чем только мог: мы этого не делаем.

Задумаемся над этими словами Христа: людям не нужно уходить от Моего присутствия, чтобы напитаться; дайте им вы то, что нужно.. И если бы мы оглянулись вокруг себя – не куда-то в заморские края, а просто вокруг себя – на нужды людей, которые голодны, которые бездомны, которые лишены прав, или просто на соседа, на ближнего, который временами так одинок, нуждается в поддержке, нуждается в дружбе, в солидарности, мы начали бы выполнять этот завет Христа.

Но не станем обманываться; не добрым словом, не ласковым жестом мы его выполним; Христос сказал: отдайте все, что у вас есть... А нам, принимая, может быть, в учет малость нашей веры, узость и жесткость наших сердец, Он скажет: Дайте то, что в вашей жизни лишнее, ненужное, – но вдумайтесь правдиво, что такое этот излишек, что вы тратите на себя, даже не получая от этого ни радости, ни удовольствия, ни выгоды. Отдайте это, а потом предоставьте Богу восполнить ваш дар и сделать остальное.

Это – суд Божий надо мной; и это тоже призыв, с которым Бог обращается к каждому из вас. Аминь!


13 августа 1989 г.
Митрополит Антоний Су?рожский (Блум)


Тропарь успению праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, глас 4

Жизнь pо?ждшую во чpе?ве носи?ла еси?, Чи?стую Богома?теpь,/ Богому?дpая А?нно./ Те?мже к пpия?тию Небе?сному, иде?же веселя?щихся жили?ще,/ в сла?ве pа?дующися, ны?не пpеста?вилася еси?,/ чту?щим тя любо?вию/ пpегpеше?ний пpося?щи очище?ние,// пpисноблаже?нная.

Кондак успению праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, глас 2

Прароди?телей Христо?вых па?мять пра?зднуем,/ тех ве?рно прося?ще по?мощи/ изба?витися всем от вся?кия ско?рби, зову?щим:// Бог наш с на?ми, сих прославле?й, я?коже благоволи?.

Молитва праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы

О, присносла?внии Христо?вы пра?ведницы, святи?и Богоотцы? Иоаки?ме и А?нно, предстоя?щии Небе?сному Престо?лу Вели?каго Царя? и ве?лие дерзнове?ние к Нему? иму?щии, я?ко от преблагослове?нныя дще?ри ва?шея, Пречи?стыя Богоро?дицы и Присноде?вы Мари?и, воплоти?тися изво?лившему, к вам, я?ко многомо?щным предста?телем и усе?рдным о нас моли?твенникам, прибега?ем мы гре?шнии и недосто?йнии. Моли?те бла?гость Его?, я?ко да отврати?т от нас гнев Свой, по дело?м на?шым пра?ведно на ны дви?жимый, и да безчи?сленныя прегреше?ния на?ша презре?в, обрати?т нас на путь покая?ния и на стезе? за?поведей Свои?х да утверди?т нас. Та?же моли?твами ва?шими в ми?ре живо?т наш сохрани?те и во всех благи?х благо?е поспеше?ние испроси?те, вся я?же к животу? и благоче?стию потре?бная нам от Бо?га да?рующе, от вся?ких напа?стей и бед и напра?сныя сме?рти, предста?тельством ва?шим нас избавля?юще, и от всех враг ви?димых и неви?димых защища?юще, я?ко да ти?хое и безмо?лвное житие? поживе?м во вся?ком благоче?стии и чистоте?, и та?ко в ми?ре вре?менное сие? житие? преше?дше, в ве?чный дости?гнем поко?й, иде?же ва?шим святы?м умоле?нием, да сподо?бимся Небе?снаго Ца?рствия Христа? Бо?га на?шего, ему?же со Отце?м и Пресвяты?м Ду?хом подоба?ет вся?кая сла?ва, честь и поклоне?ние во ве?ки веко?в. Ами?нь.


ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Утр. - Ев. 8-е, Ин. 20:11-18 (зач. 64). Лит. - 1 Кор. 1:10-18 (зач. 124). Мф. 14:14-22 (зач. 58). Прав. Анны: Гал. 4:22-31 (зач. 210 от пол?). Лк. 8:16-21 (зач. 36).


ПРИТЧА ДНЯ

Преподобный Амвросий Оптинский любил рассказывать такую притчу:

— Ехал один мужик по базару. Вокруг толпы народа, говор, шум, толчея. А он по сторонам не смотрит, только потихоньку подгоняет свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку и проехал через всю базарную площадь.

Так и ты делай: что бы ни говорили помыслы, а ты все свое дело знай — молись и двигайся вперед.


ЦИТАТА ДНЯ

Сын мой! Прежде всего не вменяй себе ничего; из этого рождается смирение.

Антоний Великий