21 ноября - Собор Архистрати́га Михаи́ла и прочих Небесных Сил бесплотных
21 ноября Православная Церковь празднует день, посвященный небесному воинству – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Этот праздник, хоть и не входящий в число двунадесятых, тем не менее, имеет большое значение для Церкви, а корнями уходит в глубокую древность.
Он появился в IV веке, и его установление связывается с решением Поместного Ладиокийского собора (около 363 года н.э.), где была осуждена ересь поклонения ангелам и прочим небесным чинам как творцам и повелителям вселенной.
Андрей Рублёв.
"Аргангел Михаил" из Звенигородского полуфигурного деисусного чина. 1410-е.
Но, отвергнув мысль о власти ангелов над миром, Церковь провозгласила православное понимание их как служителей Божьих и установила им празднование.
По старому стилю, день праздника приходится на 8 ноября. Почему? В этом есть определенный символизм: ноябрь – девятый месяц от начала года (который прежде считался от марта), что соответствует число ангельских чинов, а восьмой день месяца – намек на восьмой день творения, когда
«приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним».
Небесная иерархия
Существует предание Церкви, отраженное у Псевдо-Дионисия Ареопагита опирается на упоминания ангельских чинов в Посланиях св. ап. Павла и других текстах Писания. Согласно ему, небесные силы делятся на три иерархии, каждую из которых в свою очередь составляют три чина. В первую, высшую, иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы – пламенеющие, огненные – величайшие из духов, горящие любовью к Богу и зажигающие ею других. Херувимы – воплощение премудрости Божьей, помощники в подлинном Богопознании. Престолы – служители Божьего правосудия.
Вторую иерархию составляют Господства, Силы и Власти. Господства властвуют над всеми чинами Ангелов, кто находится под ними, а также – над земными властителями. Именно они учат людей владычествовать над своими искушениями и страстями, побеждать их и управлять ими. Силы помогают в духовном укреплении, несут людям чудеса и дар чудотворения для Божьих избранников. Власти стоят на страже перед ухищрениями и нападениями дьявола и помогают борющимся с ними отвергать его нападки.
В третью иерархию входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала правят вселенной (не самовольно, как учили еретики, и не как творцы, а как наместники Божьи) и учат земные власти править не ради себя, а для Бога и для людей. Архангелы – открывают волю Божью. Ближе всего к нам Ангелы – наши наставники к праведной жизни, хранители и помощники в исполнении заповедей Господних.
Почему Архангел выше серафимов?
Если чинов целых девять, а Архангелы находятся в третьей иерархии, то почему же праздник называется Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных? Почему именно Архангел Михаил вознесен над прочими чинами?
Архангел Михаил, фреска собора Святой Софии в Киеве, XI в.
Для Господа не существует утвержденных иерархий. Именно Архангел Михаил поставлен Им над всеми девятью ангельскими чинами. Как повествует предание, именно Михаил, чье имя в переводе означает «кто как Бог?», в начале времен, когда сатана взбунтовался против Господа, воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" и сокрушил отступника. С тех пор Михаил не просто Архангел – он Архистратиг, предводитель всего ангельского воинства.
Об Архангеле Михаиле повествует как Ветхий, так и Новый завет. Он хранит наш мир от первого дня и будет хранить до самого последнего: как вначале времен Архистратиг сражался с отступником Денницей, так и в конце сразится с Драконом-дьяволом и победит его. А Писание позволяет проследить, как имя славного Архангела появляется в ключевые моменты библейской истории.
Христиане веруют, что именно Михаил был тем архангелом, которого Бог поставил стеречь райские врата после изгнания людей, хотя на это нет прямых указаний в Писании. Однако, эта традиция нашла свое отражение в иконографии: нимб архангела Михаила нередко состоит из растительного орнамента, что намекает на его место у райского сада.
Князь народа Израильского…
Архангел Михаил стал хранителем народа Израилева при выходе его из Египта. Он шел перед ними во время их пути в Землю Обетованную – ночью в виде огненного столпа, днем – в виде облачного. Через архангела Михаила явилась сила и воля Божья, погубившая фараона и его воинов, мчавшихся за израильтянами.
Архангел Михаил явился Иисусу Навину перед взятием Иерихона:
«и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15).
Архангел Михаил спас трех отроков из пещи огненной:
«благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).
Михаил всячески помогал своим собратьям, как сказано в книге пророка Даниила. К пророку явился архангел Гавриил и рассказал, как тяжек был его путь:
«… князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских… Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего».
Пророк Даниил узнал и записал также волю Божью об участии архангела Михаила в последней Битве:
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
Архангел Михаил спорил с дьяволом о теле пророка Моисея. По воле Божьей оно должно было остаться скрытым от его народа, дабы тот не устроил себе «культа Моисея» и, при склонности ветхозаветных израильтян к отпадению от Единого Бога, не превратил останки пророка в предмет языческого поклонения. Дьявол же, конечно, весьма хотел, чтобы случилось именно так, но на его пути встал Михаил.
Это место из Писания свидетельствует не только о вечном прямом противостоянии Архистратига и Падшего, но и о удивительном смирении Михаила: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Наделенный величайшей силой, которая только была, есть и будет у тварных созданий, Михаил тем не менее всецело уповает лишь на Божью волю и Его запрет. Интересно, что этот текст известен нам уже из новозаветного Послания апостола Иуды, хотя корнями восходит к иудейскому апокрифу об успении Моисея.
Последняя битва
А самое, пожалуй, известное свидетельство об Архангеле-Архистратиге содержится в Откровении святого Иоанна Богослова. Это слова об участии Михаила в битве Судного дня.
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Помимо Писания, Михаил занимает немало места и в христианском Предании. Так, именно архангелу Михаилу «вручена» труба Страшного Суда, которая должна своим звуком поднять из гробов и могил всех усопших от начала времен.
Архангел Михаил в апокрифах
Согласно некоторым христианским апокрифам, таким, например, как неканоническое Евангелие от Никодима, в котором содержится рассказ о схождении Христа в ад, гласит, что именно Михаилу были препоручены души праведников, ждавших спасения.
Именно Архистратиг, согласно другому апокрифу, «Откровению Павла», омывает души праведных перед тем, как им войти в Новый Иерусалим.
А в известном произведении «Хождение Богородицы по мукам» именно архангел Михаил сопутствует Деве Марии в Ее скорбном пути по аду, рассказывает Ей о грешниках и объясняет, чем заслужено то или иное наказание.
Дария СИВАШЕНКОВА
Тропарь Небесным Чинам Бесплотным , глас 4
Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.
Кондак Небесным Чинам Бесплотным , глас 2
Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Молитва святому Архангелу Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́! Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. – Ин. 21:15–25 (зач. 67). Лит. – Гал. 6:11–18 (зач. 215). Лк. 8:41–56 (зач. 39). Бесплотных: Евр. 2:2–10 (зач. 305). Лк. 10:16–21 (зач. 51).
ЦИТАТА ДНЯ
По учению Святых Отцов, при каждом человеке находятся два ангела: один – добрый, другой – злой. Ангел добрый тих, кроток и безмолвен. Когда он войдет в сердце человека, то говорит с ним о правде, чистоте, честности, спокойствии, о всяком благом деле и о всякой добродетели. Когда почувствуешь это в сердце твоем, очевидно: в тебе находится Ангел правды. А дух лукавый острожелчен, жесток и безумен. Когда он войдет в сердце твое, то узнавай это по делам его (Прп. Антиох, Сл. 61).
Серафим Саровский