Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор. Торжество православия

В начале восьмого века среди христиан, живших в странах, подчиненных арабам, где преследовалось всякое изображение божества, возникло движение иконоборцев, которое не признавало употребления икон в храмах и частных домах. Иконоборчество в течение целого века потрясало Церковь и было страшно потому, что оно являлось скрытым возобновлением арианства, отрицавшим всякую видимую связь с духовным миром, разрывавшим единство между Церковью небесной и Церковью земной.

В 717 году на императорский престол вступил Лев III, Исаврянин (717 – 741), основатель Исаврской династии, родом из той части Малой Азии, где мусульманское влияние было наиболее сильно. В 730 году он издал первый эдикт против икон, согласно которому иконы должно выбрасывать повсюду из храмов и сжигать.

Мозаика с изображением Христа из базилики Сан Витале, Равенна.
Фото Flickr.com/andyhay

При преемниках Льва III, Константине V Копрониме и Льве IV Хазаре, гонению подверглись все, кто защищал святой иконы. Множество православных монахов вынуждено было бежать на Запад и искать убежища у римских епископов, которые стойко защищали Православное Предание.

В 754 году был созван иконоборческий Собор, на котором присутствовало 338 епископов, и который объявил себя Вселенским, хотя ни один из пяти патриархов на нем не присутствовал. На нем иконоборчество было подтверждено, а православные осуждены.

За годы гонений пострадало и погибло мученической смертью много исповедников Православия, из которых известны: святитель Герман патриарх Константинопольский (память 12/25 мая), святой Прокопий Декаполит (память 27/12 марта), святой Василий Исповедник (память 28/13 марта) и святая Феодора девица (память 22/5 июня).

Только в 780 году, после воцарения императора Константина VI Порфирородного, за которого правила его мать Ирина, гонения прекратились. В 787 году императрица Ирина созвала VII Вселенский Собор, на котором было принято догматическое установление почитания икон, подготовленное главным борцом с иконоборчеством, преподобным Иоанном Дамаскиным (память 4/17 декабря).

Этот Собор, созванный сначала в Константинополе, а потом перенесенный в Никею, состоял из 367 епископов. Он осудил деяния лжесобора 754 г. и утвердил иконопочитание. Патриарх Тарасий в окружном послании оповестил всех о решении. Папа Адриан I, приславший на Собор своих легатов, утвердил его постановления для Западной Церкви.

Святой Иоанн Дамаскин, главный защитник икон, происходил из города Дамаска и занимал высокую должность при халифе. По ложному доносу он был осужден и пострадал, но чудесным образом Матерью Божией был исцелен. Оставив Дамаск, он поселился в обители святого Саввы, где долгое время нес послушание молчальничества.

Он был замечательным духовным поэтом и творцом дивных песнопений. За свою ревность о православии и защиту икон он подвергался гонениям. После восстановления иконопочитания он мирно окончил свою жизнь в лавре святого Саввы. Помимо трех трактатов в защиту иконопочитания, он написал «Точное изложение православной веры» и много других богословских сочинений.

В начале IX в. иконоборческое движение возобновилось с новой силой. В 815 г. Лев V Армянин и его преемники начали открытое преследование почитавших святые иконы. В эти годы пострадали святой Михаил Синайский (память 23/5 июня) и святой Григорий, патриарх Александрийский (память 5/18 ноября). Только в 842 году, после воцарения императрицы Феодоры, гонения окончательно прекратились. На Соборе, созванном императрицей и патриархом Мефодием, иконопочитание было утверждено, и в честь этого события установлен праздник Торжества Православия (в первое воскресенье Великого поста).











Источник: Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006