Подвиги и чудеса Сергия и Германа Валаамских
В пересказе Серафима Роуза
Согласно древнему преданию, на Валаамском архипелаге посреди Ладожского озера, в Новгородской земле на севере Руси проповедал Евангелие апостол Андрей, который благословил острова и водрузил крест на скалах крупнейшего острова. Православная вера сохранялась там в течение веков, вплоть до прибытия туда свв. Сергия и Германа. Эти двое святых пришли на Валаам ещё до Крещения Руси, так как известно, что в 960-м году там уже был процветающий монастырь с настоятелем[1]. Они пришли с востока и были по происхождению греками. Оба были иеромонахами и миссионерами.
Св. Сергий, который, видимо, пришёл первым, просветил светом Евангелия местных жителей и поселился на месте, где св. Андрей поставил крест. Там он вёл строгую монашескую жизнь, истощая плоть постом, бдением и всенощным стоянием, и основал монашескую общину Валаама. Днём он проповедовал Евангелие Христово, крестил местных обитателей и переводил священные книги. В последние дни он подвизался в пещере и был погребён с великими почестями одним из знатных коренных жителей той земли, крещённым им.
Его преемник, св. Герман, который, скорее всего, был непосредственным его учеником или даже спутником, был подобен св. Сергию в строгости жизни и апостольских трудах, и он укрепил фундамент монашеской жизни, заложенный предшественником. Согласно документу XIV века, на Валааме издревле существовали три основных вида монашества: отшельничество, жизнь небольших общин братьев в скитах (вокруг Валаама с давних времён были 20 скитов) и киновия. Обоим святым Бог дал дар пророчества, так что они видели будущее, как настоящее. Оба были погребены на месте креста Св. Андрея.
Вскоре после смерти основателей Валаамский монастырь подвергся набегам местных кочевников-язычников, и монахи перенесли мощи святых в другое место, чтобы сохранить их. В течение следующих веков мощи неоднократно извлекали из раки и переносили с Валаама и обратно, так как времена были переменчивыми. В XII веке св. Иоанн, епископ Новгородский, приказал списать икону с нетленных мощей обоих святых, и все иконы этих святых вплоть до нынешнего дня являются списками с этой иконы. В то время мощи святых снова были перенесены в Валаам, и тогда был установлен день памяти их перенесения – 11 сентября.
Двоица святых совершила много чудес вскоре после смерти, и особенно известны они как покровители сущих в море и изгонители бесов.
По молитвам свв. Сергия и Германа была спасена жизнь, и более того – душа шведского короля-крестоносца, католика и гонителя Православной Церкви. В 1371-м году валаамские монахи после сильного шторма на Ладожском озере спасли утопающего, уцепившегося за обломок своего корабля. Это был шведский король Магнус II[2], который, возвращаясь после безуспешного штурма Великого Новгорода, потерпел кораблекрушение вблизи берегов Валаама. Его товарищи погибли, но он сам, благодаря всемогущему Промыслу Божию, спасся. По молитвам свв. Сергия и Германа волны принесли его к Валаамскому монастырю. Старцы, видя в злоключениях короля особый Промысл Бога, призвавшего его в Свои ограды, как некогда гонителя Савла, с радостью приняли венценосного гостя. Уразумев суетность земной жизни, в глубокой благодарности Богу и Его святым за спасение, он радостно выслушал, как монахи поведали ему об истинах Православной веры и Церкви, и, преклоняясь перед Промыслом Божиим, сменил королевскую порфиру на простое монашеское одеяние, присоединившись к Православной Церкви и приняв святую схиму под именем Григорий. Через 3 дня после пострига Бог призвал царственного схимонаха в вечный покой.
Свидетельство этого чуда – могила шведского короля – уцелела на Валааме до нынешнего века, и ещё одно поразительное чудо последнего века удостоверяет в милости, которую король обрёл у Бога.
В канун праздника свв. Сергия и Германа в 1839-м году на Валаам пришли двое православных крестьян-финнов, которые молили игумена Дамаскина благословить отслужить панихиду на могиле шведского короля Магнуса. Настоятель и все присутствующие поинтересовались, почему они с таким почтением относятся к царственному монаху, и один из крестьян поведал, как он тяжко заболел в начале весны и слег в постель до июня, едва в силах двигаться. Постоянная нужда его большой семьи терзала ему сердце, и он заранее знал, что если не выздоровеет и не вернется к работе, его семья умрет от голода, когда наступит зима. Поэтому он от всего сердца молился, чтобы Господь исцелил его недуг и не допустил такого несчастья. Однажды ночью во сне он увидел перед собой двух стоящих монахов. Он узнал их по иконе – это были свв. Сергий и Герман. Они сказали ему: «Твоя молитва услышана, и по ходатайству угодника Божия, шведского короля Магнуса, здоровье возвращено тебе. Встань и иди в Валаамский монастырь; там, над могилой этого угодника Божия, воздай хвалу Богу!» – «Я проснулся, – продолжил финн, – исцеленным и тотчас же отправился в Валаам; по пути я встретил этого человека, моего соседа, и он сказал, что видел то же самое видение, получил тот же самый наказ и так же исцелился. Мы решили идти на Валаам вместе». Игумен благословил отслужить панихиду об упокоении схимонаха Григория и всех лежащих на монастырском кладбище, и все восхвалили Бога, дивного во святых Своих.
В XIX веке насельники Валаама составили целую книгу о недавних чудесах и явлениях свв. Сергия и Германа. Одно из наиболее изумительных чудес произошло с Афанасием Демидовым, который вместе с маленьким сыном Василием отправился почтить мощи святых. Когда Валаам уже показался в виду, их настигла буря, и их судно в щепки разбилось о лёд. Они смогли сесть в ботик, но и его ужасная волна с силой выбросила на берег. Афанасий, очнувшись на берегу, заметил, что его сын пропал! Объятый отчаянием, он дерзнул бранить свв. Сергия и Германа, которые спасли многих других, но оставили без помощи его сына. Но мгновение спустя он уже каялся слезно за свои слова, прося прощения за свою бесчувственность, и в тот же момент высокая волна вынесла сына на берег, к его ногам. Но, увы! ребенок был мертв, и что бы ни делал отец, он никак не мог вернуть его к жизни, и ему оставалось только со слезами взмолиться к святым, чтобы вернули ему сына – и Василий открыл глаза. Переведя дух, через несколько минут он поведал, как он пошёл ко дну, и в это время увидел двоих монахов, которые взяли его за руки и вынесли на берег. Немного спустя Афанасий пришёл на Валаам и, воздав хвалу Богу и Его святым, поведал настоятелю и братии о чудесном спасении сына.
Но наибольшая заслуга свв. Сергия и Германа – основание ими Валаамского монастыря, который станет известен как Северный Афон. К XIV веку у него появился писаный Устав, который регламентировал монашескую жизнь вплоть до XX столетия. Валаам стал неотъемлемой частью «Северной Фиваиды», куда уходили молодые подвижники и откуда они несли Валаамские идеалы по северу Руси. Вот лишь некоторые из множества широко известных русских отцов (канонизированных святых), которые пришли с Валаама. Это св.
Авраамий Ростовский, пришедший на Валаам в 960-м году и насадивший монашество в Ростове (откуда родом и св. Сергий Радонежский, живший позже). Это св.
Арсений Коневецкий , пришедший с Валаама на гору Афон и позже основавший Коневецкий монастырь на финском берегу Ладожского озера. Это свв.
Савватий и Герман, основавшие в XIV веке Соловецкий монастырь на Белом море, самую северную лавру Руси – в недавнее время крупнейший советский концентрационный лагерь, особенно для исповедников подлинного Православия, где в 1920–30-х гг. более 90 епископов (примерно 2/3 российского священноначалия!) томились в заключении. Это св.
Александр Свирский, пещерник Валаама, основавший в XV веке к северо-востоку от Валаама Свирский монастырь, в котором самом просияли святые и в котором шесть последних монахов, во главе с настоятелем Евгением, удостоились венца за мученичество от коммунистов: вырыв себе могилы на третий день Пасхи, они перед расстрелом просили разрешения спеть «Христос воскресе», и, хоть им запретили это делать, всё равно спели и умерли с Пасхальной песнью на устах.
20 февраля 1579 года Валаамский монастырь был полностью разрушен воинствующими скандинавами-лютеранами, и все 34 монаха и послушника приняли мученическую смерть за веру. Их память из года в год, вплоть до XX века, на Валааме чтили особым днём поминовения.
Именно в это время письменное
житие свв. Сергия и Германа, которое достоверно существовало до этого времени, было утрачено, и пока безвозвратно. В конце прошлого столетия финский учёный, профессор О. Форсстрём, утверждал, что ценные материалы Валаама, включая житие основателей, возможно обнаружить, если исследовать новгородские рукописи Королевских архивов Стокгольма, куда было помещено много материалов из России; но до сих пор никто не предпринял такого исследования. Возможно, хотя бы в наши дни какой-нибудь инициативный и благочестивый православный скандинав мог бы позаботиться об этом деле!
Незадолго до опустошения Валаама в XVI веке монахи порадели о том, чтобы так глубоко захоронить святые мощи Сергия и Германа, что никто не мог их извлечь, и там они почивают до сего дня. Когда в конце XVIII века рыли фундамент под главный монастырский храм Преображения Господня, гроб святых по случайности отчасти откопали, но игумен Назарий, вопреки желанию остальных, не разрешил извлекать его из-под земли и открывать. В его мудрости убедились в начале следующего века: когда игумен Ионафан попытался обрести мощи, братия, раскапывающие могилу, не успели дойти до каменной плиты, покрывающей сам саркофаг, как пламя объяло могилу, что было знаком Божественного неблаговоления к предприятию, и оно тотчас же было остановлено.
В начале XVIII века монастырь был возрождён по указу Петра I, и к концу века он испытал новый период процветания: Гавриил, митрополит Петербургский, издатель славянского «Добротолюбия», назначил Назария из Сарова игуменом, и он возродил духовную традицию монастыря. Игумен Назарий продолжал традицию старца Паисия (Величковского), и при нем Валаам стал одним из ведущих духовных центров России, в той же традиции, что и знаменитая Оптина пустынь с её богоносными старцами. Он порождал сонмы великих подвижников, неканонизированных святых, вплоть до наших дней. Отец Герман Аляскинский был верным учеником игумена Назария, и в послушании ему он отправился на Аляску. Там он уподобился одному из первоначальных основателей монастыря, имя которого он носил, распространением семени православного монашества и духовности в Новом Свете. В настоящее время часовня на острове Еловом, возведённая над могилой о. Германа, посвящена Свв. Сергию и Герману.
Валаамский монастырь на Ладожском озере, 1861 год.
«Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П.И. Балашовым».
Источник: Галерея Ильи Глазунова https://glazunov-gallery.ru
До самой революции 1917 года Валаам преуспевал духовно и материально, насчитывая более 1500 монахов, много скитов и мест отшельничества на островах Ладожского озера. После революции он оказался по финскую сторону границы и поэтому остался невредим от коммунистического ига[3], хотя монахи могли видеть, что их православных братьев умерщвляют за Христа на советском берегу озера.
Однако Валааму предстояло выдержать гонение иного рода. Финляндская Православная Церковь, спеша идти в ногу с безбожным веком, приняла новый (папский) календарь в 1920-х гг. и стала принуждать Валаам перейти на него. Лишь меньшинство монахов его приняли, а большинство разделилось: некоторые просто ушли с Валаама (а часть из них депортировала полиция) в другие места, но другие, во главе со святыми старцами, остались ради исповедничества Православия в стенах монастыря, отказываясь от молитвенного общения с обновленцами и принятия таинств, ими совершаемых.
Валааму, уже духовно раненному, не было суждено ещё долго продержаться. Во Вторую мировую войну он был на советско-финской линии фронта; многие постройки были разрушены, и монахи бежали от наступающей армии Советов. Многие церковные сокровища удалось сохранить, и на ферме в Финляндии был основан Ново-Валаамский монастырь. Но в него не приходили новые монахи, и сейчас последний монах Валаама при смерти, и, вероятно, через считанные месяцы больше не будет исторического Валаама, а его последние сокровища поделят в Финляндской Церкви.
Старый Валаам, теперь на территории СССР, разделил участь почти всех дореволюционных монастырей, которых сотни: вначале безбожники подвергли его сатанинскому поруганию и осквернению, устраивая в часовнях туалеты и кощунствуя над всеми святынями, затем его территория была отведена под тюрьму для малолетних правонарушителей, потом там был санаторий для инвалидов войны, и сейчас там интернат[4]. Как и во всей Советской России, ныне там правит мерзость запустения – столько, сколько ей попустит Бог.
Автор этого пересказа устных преданий о Валаамских чудотворцах – Юджин Роуз, будущий Серафим.
Перевел с английского Дмитрий Бурцев
Источник: TheOrthodoxWord. Vol. 30. January-February, 1970. P. 5–11.
[1] Эта версия основана на древних преданиях; иные источники относят жизнь прпп. Сергия и Германа и основание монастыря к XIV в. – прим. перев.
[2] Магнус II Эрикссон (род. 1316) – король Швеции и Норвегии с трехлетнего возраста, известный отменой рабства и покровительством католической святой Бригитте.
[3] Однако некоторые валаамские монахи, оставшиеся вне монастыря, сподобились мученических венцов: игумен Антоний, игумен Илия, архидиакон Иоанн (Кривоносов), иеромонах Афанасий и другие.
[4] В 1989-м году Валаамский монастырь возродился. Ново-Валаамский монастырь продолжает действовать в Финляндии. Прим. перев.