Проповедь протоиерея Александра Пахомова произнесенная в день памяти прп. Пимена Великого
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Воскресения – воспоминания Пасхальных событий, которые являют нам надежду вечной жизни со Христом. Также сегодня мы чествуем преподобного Пимена Великого, одного из самых значимых христианских подвижников IV-V веков.
Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о заповедях любви к Богу и ближним. На вопрос законника:
«Кая заповедь большая есть в законе?» Иисус сказал ему:
«Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же, подобная ей, возлюбиши ближнего твоего яко сам себе.» (Матф. 22.35-39).
Вопрос о самой большей заповеди в Законе был не новый и не случайный. Во времена Иисуса Христа еврейские раввины и законники постоянно препирались между собою по этому поводу. Одни утверждали, что большая заповедь есть первая в десятословии. Она важнее остальных. Другие говорили о главном значении заповеди о субботе. Были раввины, которые утверждали, что важнее всех заповедь об обрезании. Согласно учению четвертых, самая важная считалась заповедь о «тофилине», или об одежде с кистями. Кто ее соблюдает, тот соблюдает весь Закон. Школа Гилиела, или Гамалиила, предавала большее значение существу Закона и считала, что первой и большей заповедью надо считать заповедь о единстве Божием и о любви к Богу. Законник, вопрошавший Иисуса, вероятно, принадлежал к этой школе.
Знатоков Закона Спаситель поучает точными словами самого Закона (Втор. 6.5). Нет предмета для любви выше Бога. Бог высочайшее и единственное благо. Он начало и конец всего. Вот первая по порядку и большая по важности заповедь.
Вторая заповедь: люби ближнего своего как самого себя. Иудеи любовь к ближним ограничивали только единоплеменниками, и то являли любовь более внешнюю, чем внутреннюю. Христос говорит, что эта заповедь ниже первой:
там – Бог, здесь – человек. Но она важна, так как связана с первой заповедью. Не любя ближнего, не можем любить Бога. Пренебрегая созданием, мы оскорбляем Создателя. Только истинная любовь к ближним может свидетельствовать о любви к Богу. Апостол Иоанн говорит:
«Не любяй брата своего, егоже виде; Бога, Егоже не виде, како может любити» (1 Иоан. IV. 20). Люби ближнего своего, как самого себя, – вот мера для любви к ближнему.
В этих двух заповедях состоит весь Закон и пророки. Все, чему учат книги Моисеевы, книги пророков, сокращенно содержится в двух заповедях: люби Бога и люби ближнего. Никакая мудрость иудейская не найдет там большего. Апостол Павел говорит:
«Аще имам пророчество, и вем тайны вся ивесь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам: ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя и аще предам тело мое, во еже сожещи е, любве же не имам: никая польза ми есть» (1 Кор. 1.3.2.3.).
Св. ап. Марк повествует, что законник, выслушав ответ Спасителя, сказал: «Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что любить Бога и ближнего – есть больше всех всесожжений и жертв».
Так мы, православные христиане, должны любить Господа всем сердцем своим, всей своей душой. И как нам не любить Господа, если Он послал нас в этот мир, Он даровал жизнь каждому из нас. И эта земная жизнь, наряду с неизбежными скорбями и болезнями, дает каждому из нас многие радости. Радость труда, радость расстилающейся перед нами прекрасной природы, радость искусства, музыки и т.д. Но это – земные радости. Самая большая радость – это радость вечной жизни. Мы уйдем отсюда в жизнь, не знающую конца. Как нам не любить Господа Бога, если Отец Небесный послал Своего Сына единородного на землю, чтобы Он взял на себя наши грехи. Своей крестной и кровавой смертью даровал всем кающимся грешникам вечное прощение.
Мы должны любить Господа Бога своего, и значит, мы должны любить Дом Божий – святой Храм Божий.
«Где два или три соберутся во имя Мое, там и Я посреде их», – сказал Господь наш Иисус Христос. Господь таинством своего Божественного тела и Крови присутствует среди нас и питает нас Небесной пищей.
Если мы любим Господа Бога, мы должны любить и молитву, как беседу нашего верующего сердца с Господом. Зная потребность нашего сердца, Господь Иисус Христос научил нас беседовать со своим Небесным Отцом. Он Сам дал нам молитву
«Отче наш, Иже еси на небесех…». А Его святые ученики научили нас и другим молитвам, в которых мы раскрываем свою душу со всеми ее нуждами, молим Господа о прощении нас грешных, чтобы Господь покрыл Своею любовию наши грехи.
Если мы любим Господа Бога, мы должны любить и исполнять Его завещание, которое Он оставил нам в Своем Божественном Евангелии. Завещание о том, как надо прожить, чтобы душу свою спасти для вечности. В Святом Евангелии Господь нас научает любви, терпению, смирению, кротости, преданности воле Божией, милосердию, чистоте. Мы должны дорожить словом Божием, внимать ему, когда оно читается и проповедуется в храме Божием. И дома, имея священные книги, вбирать в себя Евангельские истины, которые оставлены нам в руководство нашим Небесным Отцом и Божественным Его Сыном.
Эта первая заповедь о любви к Богу, не может быть без любви друг к другу, без любви к ближнему своему. Сам Господь сказал, что вторая заповедь подобна первой – возлюби ближнего своего как самого себя.
Любовь, по слову Божию, прежде всего милосердна и сострадательна. Беда ближнего нашего должна восприниматься как наша собственная. Потому и спросит Господь:
«Болен был Я, посетили ли вы Меня? Голоден был и жаждал Я, накормили ли вы Меня?»
Нужда ближнего нашего, его горе, страдания, муки должны быть близки нашему сердцу, если мы любим Господа. Св. ап. Павел говорит, что любовь не гордится, не превозносится. Если ты делаешь доброе дело, не гордись: этим ты исполняешь только свой долг любви по отношению к своему Небесному Отцу и по отношению к ближнему своему. Если ты будешь гордиться, то будешь подобен фарисею, который в притче Христовой говорит, похваляясь: «Я пощусь два раза в неделю, я десятину отдаю на храм». За это он и был осужден.
Истинная любовь не знает зависти, как учил св. ап. Павел:
«Имея одежду и пищу будем довольны этим». Зависти не должно быть в нашем сердце к тому, кто имеет больше; кто с внешней стороны живет лучше, чем ты. Если мы живем со Христом, то в этом наше наивысшее счастье.
Любовь не мыслит зла. То есть там, где любовь, не может быть гнева, мести, злобы, осуждения, лжи. Там не может быть ничего, оскверняющего душу. И это все потому, что ближнего надо любить во имя любви к Господу, который нам дает столько благ и еще больше даст в жизни вечной.
Кто имеет такую любовь к ближнему, тот исполняет наибольшую заповедь Закона. Как Он Сам не только возлюбил тех, кто ходил за Ним в дни Его земной жизни, но молился и за тех, кто Его распинал. «Остави им Отче, они не ведают, что творят», – молился Господь, показывая наивысшую Свою любовь, умирая не только за праведников, но и за грешников всего мира.
Он научает и нас подражать Ему, любить друг друга, любить верующих и неверующих, близких родственников и незнаемых. Да не будет в сердцах наших какого-либо зла на ближних, и этим мы исполняем заповедь Христову о любви к нему.
К этой любви Христовой стремились все подвижники. Ныне вспоминаемый прп. Пимен Великий провел свою жизнь в строгих подвигах в пустыне. Когда братия спросили его, надо ли порицать брата, который видимо согрешает, Пимен ответил: «В тот час, когда мы утаим проступок нашего брата, Бог утаит и наш; а в час, когда мы откроем проступок брата, Бог откроет также и наш».
Однажды старец увидел, как один брат заснул в церкви, он вместо того, чтобы обличить его, предпочел положить его голову себе на колени и позволил ему отдохнуть.
Другой подвижник – прп. Моисей (330-405 гг.), храня строжайший пост, радушно встречал посетителей своих. Однажды, когда к нему пришли братья из Египта, он сделал для них варево и угощал их, вкушая с ними. В скиту, где он жил, положено было поститься всю неделю, вкушая только сухой хлеб. Некоторые братия видели, что дым выходил из его кельи. Они донесли настоятелю, что Моисей преступил заповедь. «Когда он придет в субботу в собрание братьев, то обличу его», – сказал настоятель. И когда Моисей вошел в церковь, то настоятель сказал ему: «Отец Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию».
Испросим и мы, братия и сестры, у Господа Бога мудрости и рассуждения в исполнении заповедей Божиих. Да ниспошлет нам Господь Свое Божественное благословение и укрепит всех нас в той любви к Нему и друг другу, которой научил нас Господь Иисус Христос, и которая до скончания века для всех людей будет наивысшей заповедью Божественного Закона. Аминь.
Протоиерей Александр Пахомов,
клирик Московского
подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.