Слово первое на Святую и спасительную Пасху
Святитель Григорий Нисский
Истинный покой субботы, получивший Божие благословение, которым Господь почил от дел Своих, для спасения мира субботствовавши упразднением деятельности смерти, уже оканчивается, явив особенную благодать и взорам, и слуху, и сердцу посредством всего того, что при совершении празднования мы видели и слышали, от чего получили сердечную радость. Ибо то, что видели мы глазами, был свет, светивший нам в ночи огненным облаком от лампад; слово, в продолжение сей ночи оглашая слух псалмами, и пениями, и песнями духовными и вливая в душу чрез слух как бы какой поток радости, исполняло нас благими надеждами; а сердце, радостно утешаясь тем, что мы слышали и видели, запечатлевало в себе неизреченное блаженство. Видимое руководило его к невидимому, так что благодеяние сего упокоения, укрепляя неизглаголанную надежду на то, что уготовано нам, служит образом тех благ, которых ни
око не виде, ни ухо не слыша, которые и на сердце человеку не взыдоша(1 Кор 2, 9).
Итак, поскольку эта светозарная ночь, соединившая блеск от лампад с ранними лучами солнца, произвела один непрерывный день, не разделенный промежутком тьмы, то мы, братие, размыслим о пророчестве, которое говорит:
Сей день, егоже сотвори Господь (Пс 117, 24). Дело для этого дня не тяжелое и трудное, но удовольствие, радость и веселие; вот как говорит слово Божие:
возрадуемся и возвеселимся в онь. О прекрасное занятие! О сладостное повеление! Кто замедлит повиноваться этим заповедям? Кто не сочтет для себя вредом и ненадолго отсрочить такого рода занятия? Радость — дело, а веселие — приказание, чрез исполнение которого разрешается осуждение за грех и печаль превращается в радость.
Таково решение мудрости: в день радости — забвение зол. Этот день заставил нас забыть о первом против нас приговоре, или, лучше, не забыть заставил, а совсем уничтожил его, ибо он совершенно изгладил всякое воспоминание о произнесенном на нас осуждении. Тогда — деторождение в болезнех (Быт 3, 16), ныне — рождение без мук; тогда — от плоти рождались мы, чтобы быть плотию, ныне — рожденное есть дух от Духа (см.: Ин 3, 6); тогда — были сынами человеческими, ныне — рождены чадами Божиими; тогда — низведены были с неба на землю, ныне — Небесный и нас соделал небесными; тогда — чрез грех царствовала смерть, ныне — наоборот, чрез жизнь получает державу власти оправдание; тогда — один открыл вход смерти, ныне — чрез Единого вводится жизнь; тогда — чрез смерть мы ниспали от жизни, ныне — смерть уничтожается жизнию; тогда — от стыда укрывались под смоковницею, ныне — облеченные славою приближаемся к древу жизни; тогда — за преслушание изгнаны из рая, ныне же — верою вселяемся в рай. Снова предлагается нам, кому угодно, в снедь плод жизни; снова райский источник, разделяясь на четыре потока евангельских рек, напояет все лице (Быт 2, 6) Церкви, так что упояются и бразды наших душ, которые Сеющий слово провел плугом учения, и обильно возращают плоды добродетели.
Что же нужно при этом делать? Что иное, как не подражать пророческим горам и холмам в ликовании; ибо горы, как сказано,
взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии (Пс 113, 4).
Итак:
Приидите, возрадуемся Господеви (Пс 94, 1), сокрушившему силу вражию и воздвигшему ради нас великое победное знамение креста над падшим противником.
Воскликнем (Пс 94, 1)! Воскликновение же есть торжественное возглашение, исторгающееся у победителей над побежденными.
Итак, поскольку воинство нашего неприятеля ниспровергнуто и сам он, имеющий власть над злою ратию демонов, прогнан, погублен и даже обращен в ничтожество, то и скажем:
Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли (Пс 94, 3), благословивший венец лета благости Своей и введший нас в сие духовное ликостояние, во Христе Иисусе Господе, Которому слава во веки. Аминь.