Слово в день Торжества Православия
Протоиерей Олег Стеняев
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний день — день Торжества Православной Веры. В этот день святая Церковь провозгласила догматы истины семи Вселенских Соборов. В Священном Писании сказано: «Семь громов прозвучали на небе». То есть мы не ждем больше других подобных решений вселенского характера, как только семь кафолических Вселенских Соборов. Торжество Православия — это торжество нашей веры. <…>
Сердцевина православной сотериологии или православного учения о спасении — это слова из Второго Послания апостола Петра, первая глава, с третьего стиха и ниже. Здесь сказано:
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…". Вот именно этот текст, он выражает суть православного понимания спасения. Когда спасение — это не только избавление от грехов, спасение — это не только воцерковление, но спасение — это прежде всего стать причастником Божеского естества.
Торжество Православия; Византия. Греция; XIV в. Фрагмент
Как понять эту тайну из тайн? Эта тайна связана с тайной Боговоплощения Христа Иисуса, который сходит на землю, чтобы нас вознести на небеса, становится человеком, чтобы нас сделать Богоподобными. Вот это и означает быть причастниками Божеского естества, то есть через Христа и во Христе быть усыновленными Богу Отцу, конечно, не по природе, но, очевидно, по благодати. И в этом смысле православное учение о спасении делится как бы на три этапа: первый — Искупление, второй — Освящение и третий этап — Обожение.
Искупление — это то необходимое очищение, не пройдя через которое мы не сможем принять в себя благодать Духа Святого, Освящающую и Обожающую нас через Святые Таинства Церкви. Первой ступени, искуплению, соответствуют библейская добродетель — ВЕРА. Сказано: «Приходящий к Богу должен ВЕРОВАТЬ, что Бог есть». Вера — это дар Божий. Нельзя заставить человека верить, нельзя убедить человека чисто рационально, что наша вера истинная, правильная, как отец Павел Флоренский говорил: «Православие не доказуется, но показуется». Поэтому тот, кто имеет в себе веру — это значит Бог прикоснулся к нему. Даже может быть наша жизнь не соответствует идеалам нашей веры, но сама вера есть дар Божий. Без сомнения. Как и сказано:
"Кому Бог откроет, тому никто не закроет, а кому Бог закроет, тому никто не откроет". В мире есть дальтоники, которые не различают краски этого мира, точно так же и неверующие — они не способны, просто не способны различать краски духовной реальности, признавать её, потому что Бог не прикоснулся к ним. Есть люди, которые не имеют музыкального слуха. Исполняйте для них самые удивительные духовные песнопения и они не смогут этого оценить, у них отсутствует напрочь слух. Так и отсутствие веры не дает возможность человеку слушать слова Бога, постигать красоту этих духовных небесных орга́нов — глаголов учений святых отец.
Первой ступени искупления соответствует социальное положение, описанное в Библии — раб. Когда человек из мира приходит к Богу, он не надеется ни на какую награду, он не надеется ни на какие преимущества положения религиозного человека. Он ищет только прощения своих грехов. Как рабы: они не получали никаких зарплат, у рабов в древние времена не было выходных дней. Единственная утеха раба — это милость его господина. Так и человек, приходящий из мира в церковь, к Богу, он ищет прощения своих грехов. И при этом он не всегда уверен, простит ему Бог или нет, но святое Евангелие со всей достоверностью открывает нам тайну Божьего милосердия, когда мы читаем слова Господа Иисуса:
"Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Я успокою вас". Труждающиеся — имеются в виду труждающиеся на дьявола, обременённые — обремененные грехами, и Господь призывает такое человечество придти к Нему и успокоится в Нём и с Ним. Это есть первая ступень в деле спасения, искупления. Когда человек крестится, с него снимаются грехи, если он был в детстве крещен и потом обращается в Церковь, его исповедают, дают ему отпущения грехов. И некоторые христиане православные считают, что этого достаточно и на этом можно остановиться. Но это абсолютно протестантское представление о спасении, когда человек довольствуется только даром веры. Этого мало.
Следующая ступень в деле спасения — это освящение или воцерковление. Апостол Павел пишет:
"Воля Божия есть освящение наше". То есть, мало поверить в Бога, мало примирится с Ним через святые Таинства, необходимо принести подлинные плоды покаяния, начать ходить, как пишет апостол Павел, в ОБНОВЛЕННОЙ ЖИЗНИ, поэтому освящение наше, в чем заключается воля Божия — это необходимая составляющая в деле домостроительства нашего с вами спасения.
Мы освящаемся через пост, через молитву, мы получаем освящение от врачующих Таинств святой Церкви, и когда человек воцерковляется, он уже не просто верит. Этой ступени освящения и воцерковления соответствует библейская добродетель — НАДЕЖДА. Этот человек не просто верит, он с надеждой опирается на результат своей веры, он видит, как меняется его жизнь, жизнь его родных и близких. Он покрестил своих детей, он повенчался с женой, Бог помогает такому человеку в его личных, материальных делах, Бог посылает ему исцеление и врачующее наказание. И такой человек не может сказать о себе, что он обделен Божией заботой. Люди, которые во дворах Божиих обитают, они чувствуют заботу Создателя о себе. <…>. Ибо благостно быть во дворах Божиих. Но освящение — это вторая ступень в деле спасения. Если взять католическую сотериологию, их учение о спасении, то в их понимании это и ограничивается этой второй ступенью воцерковления, это и есть как бы сама суть спасения — быть добрым прихожанином, добрым христианином и совершать то или иное послушание в церкви.
Третья ступень в деле о спасении, это обожение. Обожение — это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до ГРЕХОПАДЕНИЯ. Вот в этом заключается тайна православного понимания спасения. Для нас спасение — это восстановить человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения. Ибо, когда мы говорим о необходимости спасения, мы естественно озадачиваем себя вопросом: «А что произошло с человеком, что его надо спасать?» Мы уже рождаемся во грехах. Как псалмопевец говорит:
"в беззакониих зачат есм, и во гресех роди мя мати моя". Действительно, а что произошло с человеком, с человечеством, что его надо спасать? Грехопадение наших прародителей Адама и Евы осуществило выпадение рода человеческого из царства Божественной святости, рай был потерян, человечество было изгнано из рая сладости, поэтому для нас, православных, спасение — это восстановить человека в том достоинстве, когда Бог, создав человека, сказал: «Всё весьма хорошо».
Обожение — эта тема, она развивается только в восточном православном богословии. Её не касаются ни протестанты, ни католики. И вот это отличительное учение об обожении составляет суть торжества православных догматов над несовершенными догматами других христианских течений и, тем более, других религий. Этой ступени обожения соответствует библейская добродетель — ЛЮБОВЬ. Уже не ВЕРА, не НАДЕЖДА, но ЛЮБОВЬ. А ЛЮБОВЬ, как мы знаем, есть сущностное свойство Бога. Сказано: «Бог есть ЛЮБОВЬ». И когда мы обожаемся через Таинства Церкви, прежде всего через Таинство Святого Причастия, любовь Божия наполняет нас внутренним миром. Как апостол Павел пишет: "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым". Что значит Духом Святым? Духом Святым свершаются все Таинства Церкви. И когда мы участвуем в них, а особенно причащаемся от Тела и Крови Иисуса Христа, этими Таинствами мы ОБОЖАЕМСЯ. Происходит наше соединение с Богочеловечеством Христа Иисуса, в котором человеческое и Божественное нераздельно, неразлучно и неизменно. Вот когда мы становимся причастниками Божеского Естества, о чём мы прочитали во Втором послании апостола Петра. И этой ступени соответствует уже не социальное положение, описанное в Библии, уже не раб, не наёмник, а этой ступени соответствует семейственное положение человека: Сын, Сын Божий по благодати. Не раб, не наёмник, а Сын. То есть во Христе Иисусе, Господе нашем, мы все усыновляемся Богу Отцу. Вот почему, когда апостолы спросили Христа:
"Научи нас молиться", Он дал им молитву, которая начиналась словами: «Отче наш». Мы воспринимаем Создателя, как нашего Отца небесного по благодати. Ибо по природе у Него один единственный Сын, единородный Господь наш Иисус Христос. <…>
В себе самом Господь Иисус Христос, соединив Божественное и человеческое, дал нам возможность быть причастниками Божеского естества. Это и есть восстановление человека в том достоинстве, в каком он пребывал до грехопадения, но уже не по образу Адама перстного, который был создан перстами Бога из праха земного, а по образу Адама небесного, человека, сошедшего с неба, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тайна Богочеловечества, тайна Христа — она постигается Евхаристически. Рационально войти в эту тайну мы не можем, постигнуть её только человеческим умом невозможно, она постигается Евхаристически, когда ОПЫТНО, через общение с Таинствами Бога, особливо через Святое Причастие мы реально осознаем, ощущаем: что да, Господь с нами. С нами Бог! Да разумеют языцы и покоряются, яко с нами Бог!
Торжество православной Веры — это торжество святых догматов Семи Вселенских Соборов. Семь громов прозвучали на небе и огласили всю христианскую вселенную. Так, что всякий язык преклоняется перед святостью этих догматов, этих Богооткровенных Истин. Поэтому мы должны оберегать чистоту нашей веры. Я бы сказал: нам надо оберегать ЦЕЛОМУДРИЕ нашей веры, чтобы не осквернить, не растлить себя ложными учениями, еретическими заблуждениями, языческими шатаниями. <…>
Древний христианский богослов святитель Ириней Лионский писал: «Зачем искать Истину на стороне, когда в Церкви, как в огромной сокровищнице, собраны Духовные Истины?» Поэтому не будем блуждать взором своим мыслимым по сторонам. Будем взирать на Начальника и Совершителя жизни. И пока мы будем созерцать Начальника и Совершителя жизни ничто нам не угрожает. Вспомните, как апостол Петр, когда увидел Господа, идущего по водам, он воскликнул:
"Господи, дай мне придти к Тебе. И Господь говорит: Иди". И он ступает на зыбкую гладь бездны и идет по волнам, пока не сводит свой взор с Иисуса Христа.
И мы знаем, что Господь сразу пришел к нему на помощь, ввел его в лодку, и буря прекратилась. Вся история православной церкви — это хождение по водам. Лодка — это символ церкви. Вот где прекратятся все треволнения твоей души, вот где алкание и жаждание твоего сердца будет удовлетворено, потому что то, что мы имеем во Христе Иисусе несравнимо со всеми богатствами мира. С благодарностью к Богу в этот День Торжества Православия мы торжествуем и радуемся о том, что сохраняем веру своих дедов и прадедов, что не отступаем от неё ни вправо, ни влево, созерцая на Начальника и Совершителя жизни, как Церковь Странствующая и Воинствующая, движемся к Небесной Церкви, торжествующей на небесах.
Протоиерей Олег Стеняев,
клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках