Святые заветы детям

Священномученик Иоанн Восторгов

В жизни святых имеем мы неизживаемое духовное наследство, которое ежедневно в церковных воспоминаниях, в церковном богослужении раскрывается пред нами во всем его дивном богатстве. Бесчисленные сонмы этих святых украшают небо церковное и сияют на нем, как звезды небесные. Взирая на них, освещаем мы ими свой путь земной жизни, направляя его к небу и вечности; взирая на них, мы и сами заимствуемся от света их.

Такова же и жизнь святителя Алексея, митрополита Московского, память которого, ради небесного его покровительства архипастырю нашему, собрала нас сегодня во святой храм.

Воистину, память праведного с похвалами... Имя святого Алексия известно всей России; можно сказать, оно вспоминается за всеми важнейшими богослужениями церковными в ряду тех великих имен великих деятелей, Михаила, Петра, Ионы, Филиппа и друг., которым Церковь русская и народ русский обязаны вечною благодарностью.

Благодетели и друзья оцениваются, главным образом, в тяжкие годины жизни, во времена горестей и несчастий. В такое именно время, в тяжкое для России время, жил и действовал святитель Алексий; оттого, конечно, он особенно дорог русскому народу. Это было более 500 лет тому назад. Нашествия татар, разорявших и грабивших землю русскую; разделения и распри в среде князей; церковное неустройство и раздоры и, в довершение всего, губительная зараза, известная под именем «черной смерти», от которой вымирали целые города, обращались в безлюдные пустыни целые области, – вот каковы были обстоятельства того далекого времени.

Неудивительно, что в такое тяжкое время даже детство, этот возраст жизни, обыкновенно беспечальный и радостный, омрачалось заботами и тревогами. Святой Алексий, называвшийся до принятия монашества Елевферием, был сын богатых и знатных родителей; юные годы его могли протекать, как один сплошной непрерывный праздник. Но с детства он упреждал мыслью будущий подвиг жизни; задумывался не о радостях и забавах настоящего, но о трудах будущего; пытливая душа его неотступно размышляла, какой избрать ему путь для служения Богу, ближним и родине, страдающей от несчастий и бедствий. Над детской вдумчивой душою никогда не дремлет всесильная предваряющая благодать Божия... И вот однажды, когда отроком, на 12 году жизни, Елевферий расставил сети для ловли птиц и в ожидании добычи, задремал, вдруг он услышал невидимый таинственный голос, назвавший его новым именем; голос говорил: «Алексий, что напрасно трудишься? Тебе предстоит ловить человеков». Отрок проснулся, и в этих словах, которыми некогда Спаситель призвал апостолов к пастырскому служению в Церкви Христовой, он увидел призвание своей жизни, то призвание, над которым не раз останавливалось в тревожном размышлении его пытливое сердце. С тех пор произошла большая перемена в душе отрока; он сделался задумчивым, молчаливым, стал уединяться, предался молитве и чтению слова Божия, посещению церкви. На 15 году жизни он решил принять монашество, а чрез 5 лет уже был пострижен в одном из Московских монастырей, получив ранее указанное ему в таинственном ведении имя: Алексий. Благочестием, умом и ревностью ко славе Божией и служению ближним он скоро обратил на себя внимание митрополита всея Руси св. Феогноста, и был избран им себе в помощники по управлению Церковью. Алексий не имел тогда и 40 лет жизни: но, несмотря на молодость, ни высокое положение, ни почести, ни власть, ни окружающая его шипящая злоба и зависть к нему не смутили и не озлобили его кроткой и боголюбивой души, не ослабили его трудов, которым он отдавался день и ночь. Когда же умер св. Феогност, то, по завещанию усопшего архипастыря и по воле великого князя, Алексий был возведен в звание митрополита Московского и всея Руси. В этом высочайшем служении он показал все величие святой души своей, все богатство дарований естественных и благодатных: ради устройства дел Церкви два раза, с опасностью жизни в пути, ездил он в далекий Константинополь28, дважды путешествовал в Орду к диким татарам, испрашивая милостей у ханов для земли русской; в личной своей жизни, по выражению песни церковной, он был «питателем вдов, отцом сирот, помощником скорбящих, утешителем плачущих, для всех – пастырем и наставником» (Седален 12 февраля). Во дворце князей он пользовался почетом, и слово его останавливало княжеские, гибельные для России, распри. В своей церковной и государственной деятельности поистине он был ангелом-хранителем России. При всем том он находил время и строить церкви и монастыри, и уединяться для подвигов иноческих и молитвы, и исправлять священные книги, и рассылать поучения своей обширной пастве по всей России. Имя его было славно в родной земле, славно было далеко и за пределами ее, даже у татар, поработителей России.

У татарского хана заболела любимая жена Тайдула и потеряла зрение. Хан послал в Москву к князю и приказал ему прислать в Орду святого митрополита русского. «Мы слышали, – писал хан, – что есть у вас служитель Божий, который если о чем попросит Бога, Бог слушает его. Пришли его, пусть он исцелит жену мою. Если не пришлешь, пойду я опустошать землю вашу».

Смутился смиренный Алексий, когда ему князь передал волю хана. Но вера в Бога, любовь к Церкви и отечеству превозмогли все, дали ему силу совершить чудо. В смущении духа, пред отправлением из Москвы к хану, пошел он молиться во храм ко гробу святого митрополита Московского Петра; здесь во время молитвы, в знамение свыше, в руках св. Алексия сама зажглась церковная свеча. Подкрепленный этим знамением, святитель отправился в далекое и опасное путешествие. Прибыв в Орду, он отслужил молебен над болящей Тайдулой, совершил водоосвящение и окропил святой водой потухшие очи царицы. И внял Господь его молитве: Тайдула прозрела и с тех пор неизменно покровительствовала земле русской. Святитель возвратился со славою, с богатыми милостями хана к России29 и отвратил от родины грозящую беду.

Св. Алексий почил от тяжких трудов жизни в глубокой старости, имея около 80 лет от роду. Чрез 50 лет открылись нетленными святые мощи его и источают доселе чудеса милости Божией всем притекающим к ним с верою и молитвою. Пред ними, отправляясь сюда экзархом Грузии, и наш архипастырь, высокопреосвященнейший Алексий, склонившись в молитве до праха земного, просил себе небесной помощи в делах своего служения. Да поможет ему Господь утре и заутра.

От обстоятельств детства и юности святителя Алексия возьмите себе уроки вы, юноши и дети, питомцы школ церковных. Да будут радостны и беспечальны ваши детские годы, да будет светла и полна веселием ваша юность! Но в пору нежной весны вашей жизни помните, дорогие, что наступит лето – время труда и жатвы. Ленивый земледелец, не посеявший весною ничего на своей пашне, останется без жатвы летом и без хлеба зимой. Жалким и ничтожным тунеядцем, лишним и никому не нужным человеком, общею тяготою для всех останется он в жизни. Берегитесь, дети, этой печальной судьбы! Растите, трудитесь, богатейте верою, молитвою, познаниями и, как отрок Елевферий, вдумывайтесь в будущее призвание жизни. Жизнь – не беспечальный праздник, не сплошное веселье: она есть путь приготовления к вечности, она – время нашего созревания духовного для неба; она есть время труда и подвига и искупляющего страдания. Блажен, кто, по слову пророка, возьмет ярем свой от юности своей! Блажен, кто в годы молодые верой, молитвой и трудом привлек к себе благодать Божию. С ним будет то, что мы наблюдаем в знойных странах юга: хозяин весною, пользуясь обилием воды, старательно собирает и сберегает ее, чтобы летом, в знойные дни, в дни засухи и бездождия, оросить жаждущие нивы живительной влагой. Забирайте же теперь дары естественные и благодатные, забирайте во дни детства и юности: после не поднимете.

Вы – дети Церкви, вы, ею воспитываемые и обучаемые, имеете и теперь тех руководителей на этом пути, в число которых некогда таинственным голосом призван был отрок Елевферий. «Духовные ловцы человеков» – пастыри и учители церковные остаются в Церкви и ныне, останутся в ней и до скончания века. Они своими трудами поддерживают школы, в которых вы учитесь; они являются хранителями вашего детства; да будут они хранителями и руководителями всей вашей жизни, чтобы уловить вас в сети Царства Божия! И никто из них сам себе приемлет честь, токмо званный от Бога, якоже Аарон (Евр.5:4). Святитель Алексий любил повторять слова святого Григория Богослова: «не легко украсть овцу, на которой положен знак». Знаки же для овец стада Божия суть знаки церковности: святые таинства, священные обряды, посты и молитвы, Тело и Кровь Христовы...

Такая отмеченная овца не затеряется в мире, такую овцу не украдет враг спасения. А если эта овца не отходит и от пастыря, то она вдвойне безопасна. Храните же, дорогие, вашу связь с Церковью Христовой, храните на всю жизнь связь с пастырями и служителями Церкви. «Повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся», слышали вы сегодня в апостольском чтении. Над ними же, над пастырями и учителями, – архипастыри Церкви, к которым обыкли православные люди относиться с благоговейною любовью, поминать их ежедневною молитвою. Сегодня – день нарочитой и особливой молитвы о нашем архипастыре. Вы видели, как сегодня в молитве за вас изливалась в слезах умиления душа архипастыря в тот миг, когда он молил Господа призреть с небесе и посетить вас – виноград, который насадила десница Божия. Помолимся и мы о нем Пастыреначальнику Иисусу Христу, будем просить ему небесной помощи святителя Алексия, его небесного покровителя. Так поступая, мы исполним завет святителя: в дни своей жизни он в поучениях своих придавал великое значение взаимным церковным молитвам. «Оставив все дела свои, – писал святитель Алексий, – без лености собирайтесь на церковную молитву. Не говорите: помолимся дома. Как комната без огня от одного дыма не может нагреться, так и домашняя молитва без церковной. Если так будете делать, то и молитва церковная за вас дойдет к Богу».

Да вознесется же ныне наша молитва за архипастыря, да услышит ее Господь предстательством святителя Алексия и да видим мы нашего владыку – архипастыря среди вас, дорогие дети, воистину яко отца о чадех веселящася! Аминь.







Произнесено в 1908 году





Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное Собрание Сочинений в 2 тт.
Проповеди и поучительные статьи на регилиозно-нравственные темы.