«Ты не читаешь Евангелие каждый день? Значит, ты не христианин»
Духовные советы от архимандрита Кирилла (Павлова)
«Читаешь ли ты Евангелие каждый день?» – Такой вопрос задавал старец каждому приходящему к нему. – «Нет? Значит, ты не христианин».
Надо быть истинным последователем Христовым
Если мы желаем себе добра, если мы ищем себе спасения, то надо, прежде всего, быть истинным последователем Христовым. А для этого нужно исполнять Его заповеди. А чтобы заповеди исполнять, надо знать Христово учение, то есть Евангельское учение, и быть верным, постоянным, достойным учеником Христовым. Надо иметь постоянную жажду искания правды Божией.
Если мы так постоянно, настойчиво будем стремиться ко Христу, искать оправдания у Него, творить Его волю, это именно нас и поставит в число Его учеников, в число Его избранников. Стать же учеником Христовым, значит возложить на себя большую ответственность, серьезно и тщательно относиться ко всей своей жизни, к каждому своему поступку. Царство Небесное, – говорит Господь, – силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.
Будем трезвиться
Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение души светом Христовым, ее спасение и уготование к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог и сподобиться от Господа вечных благ.
Радуйтесь, если гонят вас за веру
Если начнут притеснять за веру, еще больше должно радоваться, ибо это полезнее для христианина, потому что венец мученический сходит на главу твою.
Не подливайте масло в огонь
Кто мстит врагу, тот подливает масло в огонь – усиливает раздор и ненависть и таким образом сам становится причиной великих беспорядков и для себя, и для других.
Что посеет человек, то и пожнет
Стоит ли подвергать себя лишениям и трудам, не лучше ли жить в свое удовольствие и делать таким образом свою жизнь приятною? Так внушает нам часто наше плотоугодливое самолюбие. Нет, не лучше! Ибо что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление. Самолюбивая жизнь ведет человека к погибели, напротив, самоотверженная любовь приносит обильные плоды. Любовь Христова – очевидное доказательство этой истины.
Всем, что у нас есть, мы обязаны Богу
Бога нашего мы должны любить, прежде всего, по чувству своего долга, по чувству нашей зависимости от Него, потому что Бог – наш Творец, Он нас сотворил, Он нам даровал все, что мы имеем. Наша жизнь и все окружающие нас предметы, которыми наша жизнь поддерживается, – все это для нас не что иное, как Божий дар. Мы обязаны Богу всякой струей воздуха, которым дышим, всякой каплей воды, которую пьем, всяким куском хлеба, которым питаемся, – одним словом, всем, что имеем и что служит к нашей пользе. Мы обязаны Богу нашим здоровьем, всякой душевной радостью, всякой доброй мыслью, всяким благочестивым чувством и расположением, всяким благородным делом, всяким утешением, чувствуемым в несчастии, – словом, мы обязаны Богу совершенно всем. Бог есть любовь, наилучший Отец, источник всех благ.
Бога надо любить больше, чем детей и родителей
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». Любить отца, или мать, или сына, или дочь более, нежели Господа, – значит, из угождения им не исполнять заповедей Божиих, а исполнять их приказания и прихоти, противные воле Божией. Конечно, любить родителей есть естественное дело и заповедано Богом, но любовь к Богу должна стоять на первом месте. А так как в сердцах человеческих любовь к Богу угасла из-за неправильной любви к своим родителям и сродникам или из-за пристрастия к ним, то, чтобы любовь эту соделать чистой и святой, Господь и дает эту заповедь. Родительская и детская любовь тогда только есть святая, когда любят Господа Бога больше всякой твари, какая бы она ни была. А всякая любовь, которая заставляет любить кого-либо паче Творца, есть беззаконная и пагубная как для любящих, так и для любимых.
Кто слушается совести, тот спасается
Пусть никто не отчаивается в своем спасении, ведь примеры святых указывают нам, что люди всякого сословия и пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека и не его положение, а одно только требуется: чтобы твоей работой и жизнью не нарушались требования совести и закона Божия.
Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасается, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил.
Что значит брать крест свой?
Господь в Евангелии говорит: «Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня». Что значит брать крест свой? Это значит идти тесным и скорбным путем непрестанной борьбы со страстями и похотями, с соблазнами мира, с искушениями диавола, терпеть случающиеся болезни, беды, напасти, гонения, изгнания и смерть, если угодно будет Господу послать это нам. Вся наша земная жизнь есть труд, болезнь, печаль и воздыхание, есть не что иное, как непрерывное несение креста, который слагается из разных печалей, скорбей и болезней, какие встречаются нам в нашей жизни, из всевозможных тягот, трудов и забот, которые обязан нести каждый как член человеческого общества. И вот, чтобы быть со Христом в Его славе, должно идти с крестом своим за Ним, должно подражать и уподобляться Ему как своему Господу и Главе. Не уклоняйся и ты, христианин, от Голгофы, от креста терпеливым перенесением до конца всех неприятностей, огорчений и скорбей житейских, посылаемых от Бога.
Неблагодарность – самый тяжкий порок
Неблагодарность и перед человеками есть самый грубый и нетерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет нас к благодарению своего благодетеля. И бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность к благодеящему им человеку. Если наша природа влечет нас выражать благодарность человеку, оказавшему нам свое благодеяние, то во сколько раз больше мы должны выражать благодарность Богу, от Которого все получаем!
И горы, и моря, птицы, рыбы, земля, воздух – все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению. Его божественная присносущная сила поддерживает нас и хранит нашу жизнь среди всего враждебного нам в мире. Им мы живем и движемся. Не чувствовать всех этих неисчислимых благодеяний Божиих значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно бесчувственным камнем и безжизненным человеком.