Церковная деятельность святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского

После смерти императора Юлиана, арианство вновь пыталось завоевать господствующее положение, но в его среде появились разногласия, и оно уже не имело той силы, как при императоре Констанции. На Западе, благодаря трудам епископа Илария, православие было восстановлено по всей Галлии. На Востоке, в Александрии, Собор поддержал святого Афанасия. Последние свои годы святые Иларий и Афанасий могли провести в работе по устройству церковной жизни своих областей. Святой Иларий написал трактат «О Троице», толкование на Евангелие и псалмы, а также ему принадлежат первые опыты написания молитвенных гимнов. В своих трудах он был также защитником православного учения о Святом Духе, о котором тогда возникли споры.

Преемники императора Юлиана, Иовиан и Валентиниан, поддерживали православных, но при императоре Валенте (369–378) арианство вновь получило силу, и многие епископы, в том числе Кирилл Иерусалимский, были отправлены в ссылку.

В 60 годах IV века распространилось учение, отрицавшее божественность Святого Духа. Главным защитником его был епископ Евстафий Севастийский. Его также поддерживал архиепископ Константинопольский Македоний. В защиту православия, как против остатков арианства, так и против отрицателей божественности Святого Духа, выступил святой Василий Великий, кесарийский пресвитер, который в 370 г. был избран в архиепископы Каппадокии.

Святитель Василий Великий (память 1/14 января) родился около 328 года в Кесарии в знатной и благочестивой семье. Основы христианской веры он получил от своей бабки, Макрины, ученицы святителя Григория Неокесарийского, претерпевшей со своим мужем преследования при Диоклетиане.

Святитель Василий получил первоначальное образование у своего отца, Василия, ритора Неокесарии, много путешествовал и пополнил свои знания в Константинополе и Афинах у самых знаменитых учителей и философов того времени. Он изучил все известные в то время науки и был блестящим оратором, искусным грамматиком, археологом, математиком, физиком, астрономом и медиком, но светские науки его не удовлетворяли и он часто заходил в храм для молитвы.

В Афинах он встретился с будущим святителем Григорием Богословом, который, как и он, учился у греческих философов. По словам последнего, они стали друг для друга всем: и товарищами, и сотрапезниками, и родными: «Имея одну цель, мы непрестанно возрастали в любви один к другому». Дружба эта продолжалась всю жизнь.

По окончании образования, святой Василий посетил монастыри в Египте и Сирии, и несколько лет провел в подвигах недалеко от того места, где жили его сестра и мать. Он крестился в 355 году и вскоре был посвящен в диакона, а в 364 году – в пресвитеры в Кесарии. Святой Василий проповедовал дважды в день и вел борьбу с врагами Православия. Он много сделал для населения родного города во время страшного голода. Избранный архиепископом Кесарийским, он продолжал вести строго аскетическую жизнь, посещал бедных, больных и прокаженных и основал странноприимный городок.

Святой Григорий Богослов описывает подробно его внешность, бледный цвет лица, стройную фигуру, окладистую русую бороду, медленную походку, отсутствие поспешности в движениях и речи, внутреннюю сосредоточенность. Все в нем вызывало уважение, так что перед ним склонялись и его противники. Даже император Валент, который был арианином, не решался выступать против великого Кесарийского пастыря и всячески старался склонить его на свою сторону.

Святитель Григорий так говорит о встрече святого Василия с префектом Модестом, присланным, чтобы убедить его присоединиться к арианам. На угрозы префекта он ответил:

«Ты мне угрожаешь конфискацией имущества, но оно ничего не значит для человека, который ничего не имеет, если ты не желаешь получить этой скромной одежды и несколько книг, которые составляют все мое состояние. Изгнание? Но я его не знаю, так как не ограничен пространством. Если та земля, на которой я сейчас стою, не принадлежит мне, то вся земля принадлежит Богу, Которого я временный гость. Мучения? Но они не имеют силы для не имеющего плоти, кроме разве первого удара, в котором ты волен. Смерть? Но она для меня будет избавлением, так как скорее приведет меня к Богу, для Которого я живу и в большей мере умер и к Которому спешу придти... Скажи императору, что ни насилия, ни убеждения не заставят меня принять неправое учение».

Император Валент, не решаясь выступить прямо против святителя Василия, разделил его область на две части, выделив из-под его влияния большую часть Малой Азии, Тогда Василий Великий посвятил новых епископов из числа тех, кто был решительными защитниками православия: своего брата Григория – епископом Нисским, а своего друга Григория (Богослова) – епископом Сасимским.

В 372 году святитель Василий открыто выступил против учения Евстафия Севастийского, с которым до этого времени был в дружеских отношениях. Он потребовал от него православного исповедания веры и когда тот отказался, порвал с ним литургическое общение. В своем споре о Святом Духе святитель Василий был поддержан святителем Афанасием Великим, но все его попытки получить духовную поддержку в Риме оказались тщетными: Восток и Запад уже тогда с трудом понимали друг друга в вопросе о Святом Духе. Хотя они исповедовали еще одно учение, но говорили на разных языках и употребляли различные термины.

Святитель Василий подготовил созыв II Вселенского Собора и победу Православия, но не дожил до того. Он умер от истощения сил 1 января 379 года (память 1/14 января).


Прославляя трех великих каппадокийцев, утвердивших в IV веке православную веру, Церковь особо отмечает заслуги святого Василия Великого как организатора церковной и монашеской жизни, святого Григория Богослова как автора ясных и необыкновенно четких богословских формулировок, и святого Григория Нисского как изъяснителя тайн бытия и творения.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006