Флорентийская уния. Падение Византии

В середине XI века последовал полный разрыв между Восточной и Западной Церквами. Вместо прежних мирных отношений установились неприязненные. Тем не менее, предпринимались попытки к соединению Церквей – на то были особые причины. Но в переговорах не хватало искренности. Папы и после разделения не теряли надежды подчинить себе Восточную Церковь и с этой целью стремились восстановить общение. Греки, в свою очередь, также желали соединения Церквей, но по политическим расчетам. Непрочность попыток к соединению Церквей во многом обусловливалась еще и тем, что они не были всеобщими, по крайней мере, на Востоке. Со стороны греков хлопотали о воссоединении лишь императоры в то время как церковная иерархия и народ были против.

К началу XV столетия Византийская империя была окончательно покорена османскими турками. Правительство, как и прежде, искало помощи на Западе и, главным образом, у пап. С этой целью греческие императоры последних времен империи часто сами лично ездили на Запад, как, например, Иоанн V Палеолог (1341-91) и Мануил II Палеолог (1391-1425). Но помощи Запад не оказывал никакой. Преемник Мануила, Иоанн VI Палеолог (1425-48), предвидя скорое и неизбежное падение империи, решил под предлогом соединения Церквей подчинить Восточную Церковь папе и за это получить помощь от западных правителей. Для этого он начал переговоры с папой Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Было условлено составить Вселенский Собор из представителей Греческой и Латинской Церквей и на нем решить вопрос соединения. На Собор было решено также пригласить западных правителей, чтобы убедить их оказать помощь Византийской империи. Местом проведения Собора выбрали Феррару. В конце 1437 года на Собор отправился император Иоанн Палеолог, патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов. Отправился на Собор даже русский митрополит Исидор, родом грек, давно уже согласившийся на унию.

До открытия Собора проходили совещания греческих и латинских отцов о различиях в вероисповедании. На этих совещаниях со стороны греков особенно отличались Марк, митрополит Эфесский (он же представитель Иерусалимского патриарха), и Виссарион, митрополит Никейский. Марк Эфесский не делал никаких уступок в пользу латинского учения. Наконец, 8 октября 1438 года, папа, по соглашению с императором, открыл Собор, хотя из западных государей никто не приехал.

На Соборе главным спорным вопросом было латинское учение об исхождении Святого Духа. Греческие отцы поставили этот вопрос на каноническую почву и доказывали, что Латинская Церковь поступила неправильно, когда внесла в Никейский Символ «филиокве», то есть слова «и от Сына», вопреки положительному запрещению третьего Вселенского Собора делать прибавления к Символу. Латиняне, напротив, утверждали, что Латинская Церковь не ввела нового учения, а только раскрыла то, которое заключалось в Символе веры. В подобных спорах прошло 15 заседаний. Греческие отцы, особенно Марк Эфесский, как и прежде, оставались неуступчивыми. За это папа стал стеснять их содержанием. Между тем в Ферраре появилась чума. Под этим предлогом папа в 1439 году перенес собор во Флоренцию. Здесь продолжались споры о том же предмете. Только латиняне перенесли вопрос о филиокве с почвы канонической на почву догматическую. Императору была крайне неприятна неуступчивость греческих отцов. Он стал их убеждать прийти к соглашению с латинянами. Прежний противник, Виссарион Никейский, склонился к соглашению, признав, что латинское выражение «и от Сына» соответствует греческому – через Сына. Но Марк Эфесский был против этого и назвал латинян еретиками.

Акт соглашения подписали все греческие епископы, кроме Марка Эфесского и патриарха Иосифа, последний в это время умер. Папа, не видя подписи Марка, откровенно сказал: «Мы ничего не сделали!» Тем не менее, акт был торжественно прочитан в соборной церкви на латинском и греческом языках, и, в знак общения и единения, греки и латиняне обнялись и поцеловались. Папа на радостях дал грекам корабли, и они отправились домой.

Но насильственное соединение Церквей, вынужденное обстоятельствами, было непрочным. Те же греческие епископы, которые согласились на унию, после приезда домой, отказались от нее, выставляя на вид то, что их там принудили согласиться на соединение с латинянами. Греческое духовенство и народ, узнав об унии, пришли в негодование и униатов считали еретиками. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский были также против унии, поэтому они в 1443 году в Иерусалиме созвали Собор, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии. Хотя Палеолог возводил на патриарший престол одного за другим приверженцев унии (Митрофана Кизикского и Григория Мамму, своего бывшего духовника), но уния мало продвигалась вперед. Да и сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи, относился холодно к делу унии. Он умер в 1448 г. При его преемнике, незадолго до падения Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение унии на Соборе в Константинополе в 1450 г. Когда в 1453г. Константинополь был взят турками, о Флорентийской унии не было уже времени и думать.

После падения Трапезундской монархии и республики Кафры единственной свободной православной страной осталась Россия. В 1480 г. Великий князь Иоанн III, после женитьбы на племяннице последнего Византийского императора, принял императорский герб. С конца XV века Россия стала защитницей православия на Востоке.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006