Император Феодосий Великий и святитель Амвросий Медиоланский



Император Феодосий был миролюбив и мягок характером, но строго разделял «кесарево и Божие». Уважая духовенство, он требовал и к себе уважения. Вскоре после воцарения у него возникли столкновения с епископом столичного города Западной империи, Амвросием Медиоланским (Миланским).

Святитель Амвросий (340 – 397, память 7/20 декабря) происходил из очень знатной семьи. Отец его был префектом в Галлии. Он получил исключительно широкое образование и обладал большим даром красноречия. Сначала он сделался адвокатом, а потом имперским чиновником, наместником Лигурии и префектом в Милане. Во время выбора епископа в 374 году он старался водворить мир между православными и арианами. Тогда один мальчик в храме неожиданно закричал: «Амвросий епископ!» После этого Амвросий был единодушно избран на Миланскую кафедру, хотя на тот момент был еще в числе оглашенных.

Амвросий крестился и в 7 дней прошел все степени священства. Он подчеркивал высоту епископского служения и его власти, при том всегда строго соблюдал заповеди Христовы. Он раздал свое богатство и всего себя посвятил Богу, много проповедовал, наставлял новокрещеных, боролся с еретиками и язычниками. Он написал «Трактат о должностях священнослужителей», множество гимнов и слов. Его авторству также относят гимн «Тебе Бога хвалим». В его Соборе в Милане до сих пор строго соблюдаются древние традиции, и крещение происходит не через обливание, как всюду на Западе, а через погружение.

Первое столкновение святителя с императором возникло, когда в городе Каллиникосе народ разграбил и сжег синагогу. Император решил, что местный епископ ответственен за правонарушение и потребовал от него возмещения убытков евреям. Архиепископ Амвросий проявил в деле синагоги крайнюю нетерпимость. Он произнес против императора слово, требуя отказа от возмещения убытков и от восстановления синагоги даже за казенный счет. Император согласился, но счел себя глубоко оскорбленным.

В другой раз император Феодосий приказал избить восставшее население в Салониках, не исключая женщин и детей. Епископ Амвросий обличил его и потребовал отмены указа, но отмена пришла слишком поздно, и много невинных жителей было избито. Тогда епископ Амвросий отправил императору письмо, в котором требовал публичного покаяния. Император долго колебался, но потом сдался перед авторитетом епископа и явился для принесения покаяния у входа в храм без императорских одежд. Победа епископа Амвросия имела очень большое значение для всех последующих отношений Церкви и светской власти на Западе.

Христианская политика императора Феодосия, особенно запрещение языческих церемоний, отказ в поддержке храма Весталок и вынесение из зала заседаний Сената алтаря Победы, вызвала сильную языческую реакцию. Произошло восстание в Риме под предводительством Евгения, который был провозглашен императором, и на время язычество одержало верх, но затем было побеждено. При императоре Феодосии и его преемниках Церковь получила ряд важных преимуществ: она была объявлена вне обычного права и освобождена от налогов; епископы могли быть судимы только епископами; Церкви давалось право убежища; государство обязывалось помогать Церкви в ее борьбе с врагами.

К концу IV века христианская Церковь была утверждена, но окончательное разделение империи в 395 г. по смерти Феодосия Великого на две части отозвалось тяжело на ее судьбе.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006