Император Юстиниан Великий. Пятый Вселенский Собор

В 527 году императорский трон наследовал Юстиниан, получивший блестящее не только светское, но и богословское образование. В период долгого царствования (527 – 565), император Юстиниан показал себя замечательным администратором, законодателем и строителем, входившим во все мелочи жизни империи. Он признавал себя не только правителем государства, но и организатором церковной жизни, так как полагал, что обе области тесно связаны друг с другом. Его целью было восстановление единства империи, которого он почти и достиг благодаря победам Велизария, отвоевавшего Италию, Северную Африку, Испанию и Южную Галлию.

Император Юстиниан считал себя ответственным пред Богом за судьбу Церкви и, хотя и признавал авторитет Римского и Константинопольского епископов, сам участвовал в богословских спорах. Он боролся с остатками язычества, закрыл эллинские школы, преследовал еретиков и ограничил права евреев.

Император Юстиниан был строителем многочисленных храмов. В его царствование был сооружен собор святой Софии в Константинополе.

В борьбе за единство Церкви у императора начался спор с папой Сильверием, которого он низложил, но и его преемник, папа Вигилий, не пошел ни на какие уступки. В царствование императора Юстиниана возобновился спор об Оригене и его учении, которое было осуждено. Поднялся также спор о сочинениях трех епископов: Феодора Мопсуетского, Ивы Эдесского и Феодорита Кирского, близких к несторианству. На Пятом Вселенском Соборе Церкви, созванном в 553 г. в Константинополе, учение первого из них, так же, как и он сам, были осуждены, тогда как в отношении епископа Ивы и епископа Феодорита было вынесено оправдание и только некоторые из их утверждений были отвергнуты. Папа Вигилий, хотя и жил тогда в Константинополе, на Соборе не присутствовал, но впоследствии признал для Запада его постановления. После смерти императора Юстиниана возобновилась борьба между православными и монофизитами. Тогда император Юстин II издал свои примирительные акты.

В Египте к концу века произошло окончательное разделение Церкви на два Патриархата, которые существуют до нашего времени. Одна часть, называемая Мелькитской (имперской), осталась православной, другая, принявшая название Иаковитской, по имени своего возглавителя епископа Иакова, стала монофизитской.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006