Монофизитские споры. Четвертый Вселенский Собор

Не успели улечься страсти, вызванные учением Нестория, как в Константинополе возникла новая церковная смута. Глава одного из местных монастырей, игумен Евтихий, почитатель святителя Кирилла и александрийской школы, начал учить о том, что божественная природа во Христе поглотила человеческую. Учение это получило название монофизитства (от греч. «монос» – один, «физис» – природа). Константинопольский архиепископ Флавиан в 448 г. созвал в Константинополе Собор, на котором учение Евтихия большинством епископов было осуждено. Тогда Евтихий за поддержкой обратился к папе Льву, но и тот опроверг его учение. Евтихий обратился к императору Феодосию II, и он стал на его сторону. Для разрешения вопроса было постановлено созвать вновь Вселенский Собор.

Император решил добиться оправдания Евтихия и нашел себе помощника в лице епископа Диоскора, преемника святителя Кирилла на Александрийской кафедре. Второй Ефесский Собор 449 года, который в истории носит название «разбойничьего», был позорным. Оправдание Евтихия произошло под давлением светской власти и вызвало бурю протестов. В зал заседания были введены войска, и многие православные пострадали. Архиепископ Константинопольский, святой Флавиан, был избит и умер через три дня от ран. Победа Евтихия была очень недолгой. На Западе выступил в защиту православия папа Лев Великий, получивший поддержку от императора Валентиниана III. В 450 г. император Феодосий погиб, и воцарилась православная императрица Пульхерия, которая провозгласила императором сенатора Маркиана.

В 451 году был созван Четвертый Вселенский Собор близ столицы в Халкидоне. На него съехалось свыше 500 епископов, главным образом, восточных, но были и представители Рима. Собор разобрал акты Ефесского «разбойничьего» Собора и вынес суждение, что голосования были подневольными. Он признал правоверие святого Флавиана Константинопольского и Льва Римского и низложил архиепископа Диоскора Александрийского. Халкидонский Собор подтвердил Никео-Цареградский Символ веры, принял исповедание веры папы Льва и анафематизмы Кирилла Александрийского и поручил специальной комиссии выработать догматическую формулу о двух природах во Христе. Текст ее был подписан всеми присутствующими:

«Последующе божественным отцам, все едино¬гласно поучаем исповедывать... единого и того же Христа, Сына, Господа единородного, в двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, познаваемого (никакоже различию двух естеств потребляемому соединением, паче же сохраняемому свойству каждо¬го естества во едино лицо и воедину ипостась совокупляемого): не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и того же Сына и единородного Бога Слова».

Блаженный Феодорит, епископ Кирский, которого подозревали в несторианстве, особенно египетские отцы, по требованию Собора произнес анафему на Нестория и подписал его осуждение. После этого он был принят в общение так же, как и Ива, епископ Эдессы. Кроме того, был учрежден особый Иерусалимский Патриархат и этим умален Патриархат Антиохийский, который, по постановлению Собора 381 года, лишился уже острова Кипр.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006