Поместные Православные Церкви в XX веке

В результате войн и революций последнего столетия в жизни Православных Церквей произошли большие перемены. После изгнания греков из Малой Азии Константинопольский Патриархат потерял значительную часть своих епархий. Весьма многочисленное православное население Турции сосредоточилось в самом Константинополе (Стамбуле) и его окрестностях. В подчинении Константинопольскому Патриархату находятся: Святая Гора Афон, некоторые греческие острова и многочисленная греческая эмиграция в Западной Европе, Америке и Австралии. Противостоя давлению со стороны турецких властей, Патриархат пытается опереться на внешние силы и активно участвует в экуменическом движении. Посягательство Константинопольской Патриархии на епархии других Церквей, в частности, необоснованные притязания на приходы всей православной эмиграции, – источник серьезных межправославных конфликтов.

Церковная власть Александрийского Патриархата простирается на весь Африканский континент. В него входит не только греческая эмиграция, довольно значительная в Южной и Центральной Африке, но и многочисленные верующие Кении и других стран, где успешно трудятся греческие миссии.

Антиохийский Патриархат окормляет арабоязычную паству в Сирии и Ливане. Многочисленное в начале века православное население этих стран в значительной части их покинуло и теперь составляет епархии Патриархата в Америке и Западной Европе.

Иерусалимский Патриархат, возглавляемый греческим епископатом, окормляет не только небольшую местную, преимущественно арабоязычную паству, но и многочисленных паломников, поклоняющихся Святым местам Палестины.

Грузинский Патриархат восстановлен как автокефальная («самовозглавляющаяся») Церковь в 1917 г. В последнее время Грузинская Церковь успешно возрождает духовную жизнь народа. Деятельность Патриархата затрудняют межнациональные конфликты, прежде всего – в Абхазии.

После Первой мировой войны сложилось новое славянское государство, названное впоследствии Югославией. В этом государстве объединились в единый Патриархат ветви Сербской Церкви – Белградская автокефальная митрополия, Черногорская митрополия, ранее тоже автокефальная, две автокефальные Церкви в пределах бывшей Австро-Венгрии: Карловацкая митрополия и Далматские епархии Буковинско-Далматской митрополии и, наконец, входившие прежде в Константинопольский Патриархат митрополии Боснии и Герцеговины. Во время Второй мировой войны Сербская Церковь стала жертвой геноцида – католики-хорваты под покровительством немцев истребили несколько сот тысяч православных сербов. После войны Югославия стала коммунистической и была переустроена по советскому образцу, превратившись в федеративное государство, что привело к его распаду в 1991 г. Из некоторых республик и краев бывшей большой Югославии православное население было полностью или в значительной части изгнано, то есть, несколько епархий Сербской Церкви оказались умаленными или уничтоженными. Еще в 1967 г. в одной из республик Югославии провозгласила свою самостоятельность Македонская Церковь, но она не признана ни одной из Православных Церквей.

После Первой мировой войны сформировался Румынский Патриархат, в который вошли: Румынская митрополия, Германштадтская митрополия бывшей Австро-Венгрии, Буковинская епархия Буковинско-Далматской митрополии и, в нарушение прав Русской Церкви, ее Кишиневская епархия (в 1918 – 40 и 1941 – 44 гг.). В годы коммунистического правления (1947 – 89) Церковь не была отделена от государства, и Румыния оставалась страной массовой религиозности. В последнее десятилетие государство содействует Церкви в возрождении религиозного просвещения народа: Закон Божий преподается в каждом классе средней школы.

Автокефалия Болгарской Церкви в 1945 г. была признана Константинополем, но восстановление в 1953 г. патриаршего возглавления вызвало новые трения в отношениях с греческими Церквами. После падения коммунизма в Болгарии возник политизированный раскол, деятели которого обвиняли иерархию в «коллаборационизме», но в 1998 г. раскол этот был в основном уврачеван.

Кипрская архиепископия претерпела в 1974 г. турецкое нашествие. Оккупировав 40% территории острова, турки изгнали оттуда все греческое население и разорили все храмы. Потерявшие свои родные места греки по большей части покинули Кипр, и население острова сократилось.

Весьма значительная по числу верующих и по влиятельности греческая Церковь – Элладская архиепископия. Греция – единственная страна, где Православие имеет положение государственной религии. Религиозные и национальные меньшинства крайне малочисленны. Как и во всем мире, не все, формально принадлежащие к Церкви, живут духовными ценностями. Очень многие увлечены материальными интересами и подвергаются влиянию западной псевдокультуры. Тем не менее, последние десятилетия отмечены ростом монашества и открытием большого числа новых монастырей. Богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов ведут серьезную научную работу. Жизнь Церкви омрачена расколом старостильников, в котором выразился протест ревнителей церковной традиции против модернизма и экуменизма.

Несколько национальных Церквей стало самостоятельными только в XX веке. Албанская Православная Церковь в стране с преобладающим мусульманским населением получила права автокефалии от Константинопольского Патриархата в 1937 г. Стремясь консолидировать албанский народ, состоящий из мусульман, православных и католиков, коммунисты в 1960-е годы объявили Албанию первой в мире страной победившего атеизма. Были разорены все церкви, а духовенство репрессировано. В последнее десятилетие церковная жизнь возрождается при большой помощи греков. Но власти хотят, чтобы Церковь имела албанский национальный характер, и препятствует грекам занимать епископские кафедры.

В возродившемся в 1918 г. Польском государстве проживало до Второй мировой войны до 4 миллионов православных. Правительство требовало, чтобы православные епархии Польши отделились от Русской Церкви. Вопреки воле Московского Патриархата Константинопольская Церковь предоставила в 1925 г. его польским епархиям автокефалию. В годы Второй мировой войны Западная Украина и Западная Белоруссия отошли от Польши, и православное население ее сократилось до 500 тысяч. В 1948 г. Московский Патриархат предоставил Польской Православной Церкви автокефалию.

В 1918 г. возникло никогда прежде не существовавшее государство Чехословакия. Православие распространилось здесь благодаря массовому движению среди карпато-русских униатов и обращению немногочисленных чехов из католичества. В 1951 г. Московский Патриархат предоставил Чехословацкой Православной Церкви автокефалию. Этот статус Православной Церкви Чешских земель и Словакии (новое название Церкви после разделения страны на Чехию и Словакию) Константинополь признал только в 1998 г.

Трудность положения Православия в США составляет сосуществование на одной территории представительств многих Православных Церквей. Желая положить конец разделениям, в 1970 г. Русская митрополия в Северной Америке испросила автокефалию у Московского Патриархата. После чего к новообразованной Православной Церкви в Америке присоединилась часть албанской, румынской и болгарской эмиграции. Однако самая многочисленная в Америке община, Греческая архиепископия Константинопольского Патриархата, увидела в появлении новой автокефалии угрозу для себя, и до сих пор все греческие Церкви отказывают Американской Православной Церкви в признании.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006