Пятидесятница. Жизнь Церкви в первые века. Проповедь святых апостолов. Гонения на христиан. Великие святые I века



Господь наш Иисус Христос завещал Своим ученикам перед Вознесением не отлучаться из Иерусалима до того времени, когда они будут «облечены силою свыше» для проповедания Слова Божия (Лк. 24, 49). В пятидесятый день после Воскресения все были «единодушно вместе»: двенадцать апостолов, Божия Матерь, некоторые жены, ученики и сродники Господни. Дух Святой сошел на бывших в горнице в виде огненных языков, и все получили дар говорить на различных языках для проповедания Слова Божия всем народам (Деян. 2). Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви. Дух Святой соединил апостолов с Господом и друг с другом так, что они стали составлять единый Богочеловеческий Организм – Тело Христово, Которое и есть Его Церковь. Главой (Головой) Церкви является Сам Спаситель, а христиане являются членами Его Тела, клеточками, составляющими этот единый Богочеловеческий Организм.

День Сошествия Святого Духа на апостолов именуется в церковном календаре Пятидесятницей, т.к. празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Также он называется Троицей, т.к. именно в этот день Церкви была дарована полнота откровения о Боге-Троице – Едином по Существу и троичном в Лицах. Дух Святой соединил апостолов со Христом, а во Христе – с Богом Отцом. Так христиане получили возможность приобщения к полноте внутренней сокровенной жизни Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Приобщение это возможно только в Православной Церкви, Которая есть Тело Христово и Сокровищница Святого Духа.

Двенадцать апостолов, к которым несколько лет спустя был причислен призванный самим Господом Павел (Савл) из Тарса, а также ученики Христовы и жены разошлись не только по всей Римской империи, но и за пределы ее, неся всюду Евангелие (благую весть) о спасении.

Во главе старейшей иерусалимской христианской общины встал сродник Господень, святой апостол Иаков (брат Господень), а после его убиения иудеями в 62 году – святой апостол Симеон, сын Клеопы. В Иерусалиме жила, по преданию, до своего Успения Пречистая Дева со своим нареченным сыном, святым апостолом Иоанном Богословом: там часто бывали и другие апостолы. Здесь же состоялся и Первый Апостольский Собор, который решал вопрос о том, обязательно ли для христиан исполнение Закона Моисея (Деян. 15).

О служении апостолов после Пятидесятницы мы знаем следующее.

1. Святой апостол Петр проповедовал сначала иудеям. После 44 года, освобожденный чудесным образом из темницы, куда его заточил царь Ирод Агриппа, он оставил Иерусалим и благовествовал в Сирии и Риме. Тут, в Риме, он и принял мученический венец во время гонения на христиан при императоре Нероне. Он был по преданию, распят вниз головой в 64 или 67 году (память 29/12 июля).

2. Святой апостол Иаков Заведеев, брат святого апостола Иоанна, проповедовал Евангелие в Иудее и первый из апостолов принял мученический венец. Он был усечен мечем по приказу царя Ирода Агриппы около 42 года (память 30/13 мая).

3. Святой апостол Иоанн Богослов после Успения Божией Матери поселился в Ефесе и проповедовал Слово Божие в Малой Азии. При императоре Домициане он был после суда в Риме сослан па остров Патмос, где написал Апокалипсис. Освобожденный из заточения при императоре Нерве, он вернулся в Ефес, где написал свои послания и Евангелие. Скончался он в глубокой старости в начале второго века (память 26/9 октября и 8/21 мая).

4. Святой апостол Андрей Первозванный, брат святого апостола Петра, проповедовал, по преданию, в Малой Азии, Понте, Армении и Скифии и принял мученический венец в городе Патрасе около 62 года. Он был распят на кресте в форме буквы X (память 30/13 декабря).

5. Святой апостол Филипп проповедовал Христа, по преданию, в Галилее, Греции, Аравии и Эфиопии. Он был распят около 90 года 87-летним старцем в городе Иераполе после мучений и темничного заключения (память 14/27 ноября).

6. Святой апостол Фома проповедовал Слово Божие в Персии, Месопотамии и Индии. Пострадал за Христа в городе Малипура (память 6/19 октября).

7. Святой апостол Варфоломей проповедовал Христа в Армении и Индии, Персии и Ассирии. Он был, но преданию, распят на кресте в городе Албанополе около 71 года (память 11/24 нюня).

8. Святой апостол Матфей проповедовал в Иудее, Сирии, Мизии и Эфиопии, где пострадал от князя Фульвиана, который при виде чудес, сопровождавших мученическую кончину святого апостола, обратился в христианство и стал первым Эфиопским епископом (память 16/29 ноября).

9. Святой апостол Иаков Алфеев, брат апостола Матфея, проповедовал в Газе, Палестине и Египте, где и принял мученический венец (память 9/22 октября).

10. Святой апостол Симон Зилот был, по церковному преданию, тем женихом, на браке которого в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино. Он проповедовал в Иудее, Ливии, Египте, Киринии и пострадал, по преданию, на Кавказе (память 10/23 мая).

11. Святой апостол Иуда, сродник Господень, брат апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского, проповедовал в Галилее, Самарии, Аравии, Месопотамии и Армении, где и пострадал за Христа около 80 года (память 19/2 июля).

12. Святой апостол Матфий, один из 70-ти апостолов, был избран в число двенадцати вместо Иуды Искариота. Проповедовал Христа в Малой Азии, на Кавказе и в Македонии. Пострадал от иудеев в Иерусалиме около 63 года. Он был побит камнями, а после смерти ему отсекли голову (память 9/22 августа).

Святой апостол Павел проповедовал Христа в Малой Азии, Сирии, Греции, на Кипре и в Италии. По преданию, он был также на юге Франции и в Испании. С 60 по 62 год он жил в Риме и там принял мученический венец в гонение от Нерона в 64 или 67 году (память наряду со святым апостолом Петром 29/12 июля).

Святые жены мироносицы разошлись также по всем странам, проповедуя Христово Воскресение. По преданию, святая Мария Магдалина была в Италии и передала императору Тиберию красное яйцо, символ Воскресения.

Три другие жены–мироносицы, Марфа и две Марии, во время преследования христиан иудеями, по преданию, высадились на юге Галлии, в Сент Мари-де-ля-Мер, и проповедовали там Христа.

Церковь вспоминает апостольские труды десяти жен мироносиц: Марии Магдалины, Саломии, Иоанны, Марии Иаковлевой (сестры святого апостола Симона, сродника Господня), Марфы и Марии (сестер Лазаря), Сусанны, Фамари, Марии Клеоповой и Есфири.

Кроме святых апостолов, наиболее прославились в первом веке два святителя: Климент Римский и Игнатий Антиохийский, Богоносец.К концу первого века, когда были еще живы некоторые свидетели жизни и воскресения Господня, христианство распространилось уже от Индии и стран Азии до Британских островов и от северных берегов Понта (Черного моря) до пределов Африканской пустыни и Эфиопии. Не только многие народы услышали благую весть, но христианские общины во всех частях Римской империи состояли уже не из одних иудеев, а из верующих от всех племен.

Начиная с конца царствования Нерона (64 – 68), христиане подвергались гонению не только со стороны иудеев и отдельных язычников, но и римских властей. Первое гонение продолжалось с 64 по 67 год, и во время него пострадали первоверховные апостолы Петр и Павел и множество христиан в Риме и по всей империи.

Издавая законы против христиан, римские власти сами не организовывали систематических гонений, кроме определенных периодов, когда это, по их мнению, вызывалось государственной необходимостью. Они ждали или доноса на христиан, или признаков народного возмущения, и только тогда судебные власти были обязаны вызывать и допрашивать обвиняемых христиан и, если они упорствовали, присуждать их к смертной казни или к тяжким работам.

В отдельные периоды законы не применялись, и, хотя они не были отменены до начала IV века, гонения временами прекращались. Так, после первого периода гонений наступил относительный мир в царствование императоров Гальбы, Оттона, Виттелия, Веспасиана и Тита и в начале царствования Домициана (68 – 95). Иудеи со своей стороны получили от римских властей разрешение приносить у себя за императоров жертвы Богу и этим самым избегли участи христиан.

Если до Нерона христианские общины состояли большей частью из простонародья, то в период между 68 и 95 годом жажда живой веры в единого Бога проявилась в среде образованных и знатных римлян, не удовлетворявшихся официальной религией, и многие представители высшего римского общества и даже близкие к императорам лица приняли христианство.

Второе гонение на христиан произошло в самом конце царствования императора Домициана, в 95 – 96 году. Тогда был вызван на суд в Рим и потом сослан на остров Патмос святой апостол Иоанн Богослов и было замучено и сослано много членов христианских общин, но смертная казнь уже не применялась ко всем без различия. При императоре Нерве (96–98) христиане были возвращены из темниц и ссылки. Святому апостолу Иоанну Богослову было разрешено вернуться в Ефес, где он написал после 96 года свое Евангелие и Послания.

В третий раз гонения возобновились при императоре Траяне (царствовал с 98 по 117), который в письме к губернатору провинции Вифинии Плинию Младшему дал инструкции о применении законов Нерона. Римская власть не только не должна была принимать на себя инициативу преследований, но ей предписывалось всеми силами убеждать христиан принести хотя бы самую формальную жертву, несколько зерен, перед статуей императора. Только упорствующие, или люди, на которых был донос в законной форме, должны были быть осуждены.

В гонениях при Траяне пострадали епископы Римский Климент и Антиохийский Игнатий, а также много представителей христианских общин.

Римская Империя поставила христиан вне закона. Но так как, кроме отказа приносить жертвы богам и изображению императора, христиане были примерными гражданами, то многие из них занимали уже в первом веке высокие посты и служили в римской армии.

Собирались первые христиане под вечер после окончания работы, главным образом, в воскресный день, а не в субботу, как это принято у иудеев, собиравшихся на молитву в субботу. Сначала устраивалась общая трапеза, называвшаяся агапой (общением любви), а после нее – общая молитва. Вскоре молитвенная часть собрания была перенесена в начало. О первых христианских богослужениях сохранилось мало сведений. Самые древние молитвы находятся в книге, известной под названием «Дидахи», или учение святых апостолов. Она была составлена в конце первого или в начале второго века как краткое наставление в вере для обращающихся в христианство.

Самым торжественным моментом в жизни христианской общины было принятие новых членов через Крещение, сопровождавшееся первой для них Евхаристией, участием в Таинстве Причащения. Поэтому древнейшие чины литургии или связаны с Крещением, или являются праздничными, воскресными богослужениями. Крещение приурочивалось обыкновенно к празднику Воскресения Христова и совершалось накануне, в Великую Субботу, за литургией.

На собраниях читалось Слово Божие (тексты из книг Ветхого Завета и Евангелия) и пелись псалмы. В преломлении хлеба и причащении из общей чаши вспоминалась Вечеря Господня. Состав чтений установился уже к концу первого или к началу второго века после включения в него Евангелий и посланий святых апостолов. Кроме книг, входящих теперь в состав Библии, читались послания святого Климента Римского (†101 г.) и некоторые другие. Текст новозаветных книг окончательно установился очень рано. В 30-х годах XX в. были найдены отрывки Евангелия от Иоанна начала второго века, которые были уже переписаны в Египте для употребления в местных христианских общинах.

Евхаристия с первого века рассматривается как Таинство единства. В послании к Церкви Филадельфийской святой Игнатий Богоносец говорит: «Участвуйте только в одной Евхаристии, так как одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша, чтобы нас объединить с Кровью Его, и одна трапеза, как один епископ с пресвитерами и диаконами» (гл. IV, 5).

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006