Раскол 1054 года

Хотя события 1054 г. возникли на церковной почве, но они имели непосредственным поводом политическое положение на Западе. Нашествие норманнов угрожало одновременно и римским владениям, и Южной Италии, входившей в Восточную Империю. В Византии в это время боролись две непримиримые партии. Одна возглавлялась патриархом Михаилом Керулларием, отрицавшим всякую возможность договора с Римом и закрывшим в Константинополе церкви западного обряда. Другая партия возглавлялась наместником Южной Италии Аргиросом, полагавшим, что необходимо, наоборот, заключать союз с Западом для общих действий против норманнов.

Поводом для дебатов между Востоком и Западом послужило письмо архиепископа Болгарского Льва, обличающее латинские нововведения, написанное по поручению патриарха Константинопольского Михаила Керуллария. Письмо было адресовано епископу Иоанну Трамийскому в Италии. В этом послании указывалось на следующие нововведения Римской Церкви: совершение Евхаристии на опресноках, пост в субботу и проч. Это послание дошло до папы и глубоко задело его самолюбие, произвело в Риме большие волнения. К тому времени на Западе укоренилось мнение о невозможности ошибаться римскому понтифику и Церкви Рима. Папа в ответ на письмо Льва Болгарского написал патриарху. В своем послании он уделил первостепенное внимание именно преимуществам Римского престола, принижая при этом роль Константинополя: «Да прейдут ереси и схизмы, – писал Лев IX патриарху, – и да будет мир; всякий считающийся христианином да перестанет злословить и оскорблять святую Римскую Апостольскую Церковь… Мы надеемся по благодати Божией, что ты неповинен ни в чем подобном, или уже исправился, или, наконец, по нашем увещании тотчас исправишься».

Папа Лев IX послал в Константинополь посольство, во главе которого стоял реформатор и борец против симонии и николаизма, кардинал Гумберт. Он обвинял Восточную Церковь в исключении «Филиокве» из Символа веры и в неприятии общеобязательного безбрачия (целибата) духовенства, которое было введено только что на Западе как мера для поднятия морального уровня служителей Церкви.

После длительных и тяжелых переговоров, не надеясь на успех, папские легаты написали отлучительную грамоту на патриарха Михаила и всю Восточную Церковь и 16 июля во время богослужения положили ее на престол святой Софии. 20 июля патриарх созвал в Константинополе Собор, на котором легаты были преданы отлучению от Церкви. В определении Собора в частности говорилось: «Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли. В этот город пришли они, как гром, как буря, или глад, или, лучше сказать, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину». Определение этого Собора было разослано всем восточным патриархам, которые приняли его. С этого времени во всех восточных Церквах перестали поминать папу при богослужении.

Уже после 1054 года на Западе были произведены реформы, которые усилили разделение. К тому же Римская Церковь начала поход против Византии, что и привело к полному разрыву между православием и католичеством в XIII веке. Дальнейшие крестовые походы Рима на Восток лишь упрочили разрыв между Церквами, особенно при захвате крестоносцами Константинополя в 1204 году. Сокровища и святыни подверглись варварскому разграблению. Столица была наполовину уничтожена, на ее развалинах крестоносцы пытались основать латинскую империю – всюду насаждалось латинство, изгонялись православные епископы и духовенство.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006