Состояние Церкви в начале II века. Гонения. Ереси. Апологеты христианства
Святые апостолы не возглавляли постоянно отдельных общин, а были проповедниками Евангелия по всей вселенной и живыми свидетелями Воскресения. Они поставили во главе общин ответственных руководителей епископов, как для председательствования на собраниях, во время которых совершалась Евхаристия, так и для управления Церквами. Епископы были связаны с отдельными городами, стали их предстоятелями. Церковь разделилась на ряд Поместных Церквей, которые были связаны друг с другом взаимной молитвой, но каждая из них жила своей особой жизнью.
![](/assets/images/conversations/conv5.jpg)
Таким образом, второй век является веком устроения крупных церковных центров, которые, по образу 12 апостолов, сохраняли между собой союз любви.
С другой стороны, во втором веке Церковь нашла в языческом мире, среди язычников, принявших христианство, защитников – апологетов, которые на языке, понятном язычнику, разъясняли значение Христова учения и опровергали вымыслы, которые о нем слагались. Через них Церковь вступила в спор с языческим миром и его премудростью.
Несмотря на гонения и свое незаконное существование в пределах империи, Церковь в течение всего второго века крепла внутренне, сознавая свое духовное единство, и внешне, через устроение отдельных общин. Пафос мученичества и желание пострадать за Христа так же были сильны, как и в первые десятилетия жизни Церкви. Церковь воспринималась как царство «не от мира сего», и поэтому, хотя и принимались меры к ее земному устройству, порыв к личному мученичеству был даже у некоторых епископов сильнее, чем заботы о пасомых.
В просвещенный век римских императоров из фамилии Антонинов гонения на христианство не прекращались, но они не были систематическими, и по временам Церковь переживала периоды мира. Хотя законы Нерона не были отменены, но не всегда применялись. В начале века при императоре Траяне пострадало много христиан. Самыми известными исповедниками веры Христовой были святитель Фока, епископ Синопский (50 – 117), покровитель мореплавателей (память 22/5 октября); равноапостольная Фекла (40 – 130), ученица святого апостола Павла, которая претерпела множество мучений при Траяне и была первой отшельницей. Она скончалась около Антиохии в глубокой старости, обратив множество людей ко Христу (память 24/7 октября).
Известным исповедником веры Христовой был знаменитый римский военачальник Евстафий Плакида. Он был обезглавлен, несмотря на свои победы и славу, в 118 году в Риме вместе со своей женой-христианкой (память 20/3 окября). В 137 году гонению подверглись христиане в Италии. В Риме пострадали три юные мученицы Вера, Надежда, Любовь и скончалась у них на могиле их мать София. Тогда же пострадали святые мученики Флор и Лавр.
В правление императора Коммода христиане не только не подвергались гонениям, но напротив, пользовались покровительством императора, женатого на христианке Маркии. Гонение 177 г. в Галлии, во время которого пострадали епископ Лионский Пофин, дева Бландина и многие другие христиане, было местным.
Святитель Поликарп, епископ Смирнский, был замучен в 156 г. О его мучениях мы знаем по древнему описанию, которое было составлено очевидцами и разослано по Церквам. Святой Поликарп, ученик апостола Иоанна Богослова, поставленный им епископом города Смирны, правил своей паствой пятьдесят лет. Святой Игнатий Богоносец по пути в Рим послал ему письмо. Известно, что в 155 г. святой Поликарп ездил в Рим для разрешения спора о пасхалии совместно с римским епископом Аникитой. Из писаний святого Поликарпа у нас сохранилось только послание к филиппийцам. В нем он призывает жителей города Филиппы блюсти твердо Христовы заветы. В 156 (157) году, по требованию язычников, он был схвачен, приведен к проконсулу Статию Квадрату. За исповедание Христовой веры он был осужден на смерть и убит мечом, а тело его было сожжено (память 28/13 марта).
Большое значение в распространении христианства имела деятельность христианских апологетов. Апологетами Церковь называет своих защитников, стремившихся доказать ложность обвинений против христиан и истинность их веры. Они были частными лицами, говорили не от имени Церкви, а от себя лично, и писали свои сочинения и апологии или для императоров и власть имущих, или для широкого круга читателей языческого культурного общества. Их целью было, с одной стороны, доказать незаконность преследования христиан, а с другой – опровергнуть те вымыслы, которые о христианах распускались, как то: обвинения в безбожии, безнравственности, каннибализме и т.д.
Первыми апологетами были: сицилианец Пантен, учитель Климента Александрийско¬го, философ-стоик, ставший христианином; Аристид, который в 125 году передал императору Адриану в Афинах свою апологию христиан и этим способствовал более закономерному судопроизводству над ними; Кодрат, который выступал перед властями в защиту христиан; сириец Татиан, поехавший в Рим, принявший там крещение, выступавший в защиту Церкви, но основавший по возвращении на Восток свою общину. Его требования крайнего воздержания (от брака, мяса и вина), особенно его проповедь об употреблении в Евхаристии воды вместо вина, вызвали в Церкви решительное осуждение.
Почти все апологеты стремились сочетать философию и богословие. Большинство из них были почитателями древних греческих мыслителей, которые, по их мнению, подготовили мир к принятию христианства. Самыми замечательными апологетами во второй половине века были святой Иустин Философ, Афинагор и Тертуллиан. Кроме них надо отметить Мелитона, епископа Сардийского, автора «Слова на страсти Господни», и неизвестного составителя книги «К Диогнету», написанной для римского наместника в Египте в 197 году.
Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006