Третий век. Жизнь Церкви. Внешние и внутренние враги христианства. Ереси. Отцы и защитники веры



В третьем веке в жизни Церкви произошли значительные перемены. Чаще стали собираться Поместные Соборы. Из них некоторые, как, например, Антиохийский, против Павла Самосатского, включали представителей многих Церквей, а не одной области. С другой стороны, в третьем веке Церкви пришлось пережить внутренние расколы, из которых многие сильно потрясли церковную жизнь, как, например, раскол донатистов.

В III в. началось размежевание Церкви Востока и Запада: сначала из-за вопросов о власти римского епископа, а в конце века – вследствие разделения империи на две части. Наконец, около 250 г. произошел перелом в церковном воззрении на мученичество, который отразился на дальнейшей жизни Церкви.

В течение третьего века пределы Церкви значительно расширились. Проповедь христианства захватила не только всю Галлию и Испанию, но и часть Англии, где к концу века существовали уже три епископских кафедры: в Лондоне, Йорке и Линкольне. Британская Церковь дала первого своего мученика – святой Албания († ок. 303 года). Христианство распространилось и за Рейном, в областях, населенных германскими народами, а на Востоке святитель Григорий Неокесарийский положил начало христианской проповеди среди готов, вторгшихся в Малую Азию.

Если на Востоке в третьем веке было уже много и городских, и сельских церковных общин, то на Западе, особенно в Галлии, только одни города были охвачены христианским благовестием, а сельское население оставалось языческим.

Внешнее положение Церкви значительно улучшилось. В царствование императора Александра Севера (222 – 235) было разрешено строить храмы, и во всех значительных городах были воздвигнуты церкви. Многочисленные земельные дары, получаемые общинами, настолько обогатили отдельные Поместные Церкви, что, например, епископ Флавиан Римский считался одним из самых крупных владельцев столицы. Римская община приобрела катакомбы, где хоронились мученики и вообще все христиане, и начала устраивать там богослужения.

Внутри отдельных Церквей стали возникать разногласия, из которых одно стало первопричиной разделения Востока и Запада. В 217 году, по смерти епископа Римского Зефирина, часть римской общины избрала ему в преемники диакона Каллиста, который принадлежал к монархианам – ереси, распространившейся в Африке, и главным проповедником которой был Савелий.

Ипполит, пресвитер Римской Церкви, обличитель ереси, был тоже избран епископом, и в течение 18 лет в столице было два епископа.

Раскол 217 года важен в том отношении, что выявились две точки зрения на власть римского епископа, которые потом с еще большей силой проявились в споре при святом Киприане Карфагенском. Сторонники Каллиста считали, что всякий, кто не состоит в общении с римским епископом – схизматик и исключил себя из церковного общения. Сторонники Ипполита, наоборот, полагали, что римский епископ постольку является выразителем церковной традиции, поскольку находится в общении с другими епископами Поместных Церквей.

Раскол в Римской Церкви прекратился в 235 году, когда оба епископа, святой Ипполит и преемник Каллиста святой Понтиан, приняли мученический венец. Раскол имел большое историческое значение, так как впервые римский епископ, авторитет которого до этого был очень высок, оказался неправославным. Авторитет же епископа Ипполита, защитника Православия, настолько был велик на Востоке, что его главное сочинение «Апостольское Предание» было принято многими Церквами как руководство.

В третьем столетии много трудов для защиты веры и Церкви против внешних и внутренних врагов положили святители Киприан Карфагенский, Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский, Мефодий Олимпийский и пресвитер Ориген.

В связи с началом гонения императора Декия в 250 году, в церковном воззрении на мученичество произошел переворот, который направил дальнейшую жизнь Церкви по новому руслу. До этого времени, особенно во втором веке, епископы и руководители общин, как и другие христиане стремились засвидетельствовать свою веру мученическим подвигом, так что предпочитали мученичество управлению общиной. Мученичество считалось высшим идеалом.

К середине третьего века церковное сознание пришло к выводу о необходимости сохранения руководителей общин, поэтому ответственные ее члены не должны вызываться на мучение, их надо охранять и прятать во время гонений. Так в 250 году виднейшие иерархи – Киприан Карфагенский, Дионисий Александрийский и Григорий Неокесарийский по настоянию паствы покинули свои города и скрывались до окончания преследований, тайно поддерживая связь со своими Церквами. Это вызвало против них движение сторонников крайнего понимания мученичества, «ригористов», но церковное сознание их оправдало.

С другой стороны, гонения Декия были причиной ухода христиан в пустыню. Этим было положено основание монашеству. Основоположником пустынножительства на Востоке был преподобный Павел Фивейский (память 15/28 января), который в 251 году покинул Александрию и поселился в пустыне. Через 20 лет его примеру последовал преподобный Антоний Великий (память 17/30 января), который после 20 лет пребывания в затворе, с 291 г. начал устроение монашеской жизни.

Пособие для поступающих в духовную семинарию: Хабаровск, 2006