Господь наш Иисус Христос завещал Своим ученикам перед Вознесением не отлучаться из Иерусалима до того времени, когда они будут «облечены силою свыше» для проповедания Слова Божия (Лк. 24, 49). В пятидесятый день после Воскресения все были «единодушно вместе»: двенадцать…Подробнее
Святые апостолы не возглавляли постоянно отдельных общин, а были проповедниками Евангелия по всей вселенной и живыми свидетелями Воскресения. Они поставили во главе общин ответственных руководителей епископов, как для председательствования на собраниях, во время которых…Подробнее
В третьем веке в жизни Церкви произошли значительные перемены. Чаще стали собираться Поместные Соборы. Из них некоторые, как, например, Антиохийский, против Павла Самосатского, включали представителей многих Церквей, а не одной области. С другой стороны, в третьем веке…Подробнее
В самом конце III в. произошло два события, которые имели большое значение в жизни Церкви. Император Диоклетиан разделил Империю на две части и кроме двух императоров учредил две должности цезарей, ближайших помощников августов. Этим было положено начало отделению…Подробнее
Арианство. Основным догматом христианства является учение о Святой Троице, как оно раскрыто Самим Спасителем в Евангелии. В отношении Первой Ипостаси Святой Троицы, Бога Отца, Творца и Промыслителя, не возникало лжеучений, кроме неправильного толкования вопроса…Подробнее
После смерти императора Юлиана, арианство вновь пыталось завоевать господствующее положение, но в его среде появились разногласия, и оно уже не имело той силы, как при императоре Констанции. На Западе, благодаря трудам епископа Илария, православие было восстановлено по всей…Подробнее
В 378 г. император Валент приказал выпустить на свободу всех арестованных православных епископов, но сам погиб в войне с готами. Ему наследовал на Западе Грациан, а на Востоке – Феодосий Великий (379 – 395), которые были православными. Первые два года они были отвлечены…Подробнее
Император Феодосий был миролюбив и мягок характером, но строго разделял «кесарево и Божие». Уважая духовенство, он требовал и к себе уважения. Вскоре после воцарения у него возникли столкновения с епископом столичного города Западной империи, Амвросием Медиоланским (Миланским).
Святитель…Подробнее
После смерти архиепископа Феофила Александрийского ему в преемники был избран его племянник Кирилл, человек широко образованный и большой святости жизни. Он провел несколько лет в пустыне, потом был дьяконом и ближайшим помощником архиепископа Феофила, а в 412 г. был избран…Подробнее
Не успели улечься страсти, вызванные учением Нестория, как в Константинополе возникла новая церковная смута. Глава одного из местных монастырей, игумен Евтихий, почитатель святителя Кирилла и александрийской школы, начал учить о том, что божественная природа во Христе поглотила…Подробнее
В 527 году императорский трон наследовал Юстиниан, получивший блестящее не только светское, но и богословское образование. В период долгого царствования (527 – 565), император Юстиниан показал себя замечательным администратором, законодателем и строителем, входившим во…Подробнее
В VII веке возникло новое богословское учение, стремившееся примирить монофизитов и православных. Патриарх Александрийский Кир (630 – 640) стал учить, что у Христа была одна божественная воля при двух природах. Его учение было принято папой Гонорием и Константинопольским…Подробнее
В начале восьмого века среди христиан, живших в странах, подчиненных арабам, где преследовалось всякое изображение божества, возникло движение иконоборцев, которое не признавало употребления икон в храмах и частных домах. Иконоборчество в течение целого века потрясало Церковь…Подробнее
В IX веке в Византии существовало два церковных течения. Представители одного течения, «непримиримые» враждебно относились к Западной Церкви и вообще к отношениям с другими народами. Это течение возглавлялось сыном императора Игнатием, избранным в 846 году в патриархи.…Подробнее
Хотя события 1054 г. возникли на церковной почве, но они имели непосредственным поводом политическое положение на Западе. Нашествие норманнов угрожало одновременно и римским владениям, и Южной Италии, входившей в Восточную Империю. В Византии в это время боролись две непримиримые…Подробнее
В середине XI века последовал полный разрыв между Восточной и Западной Церквами. Вместо прежних мирных отношений установились неприязненные. Тем не менее, предпринимались попытки к соединению Церквей – на то были особые причины. Но в переговорах не хватало искренности.…Подробнее
К концу XV в. состояние Западной Церкви было очень печальным. Некоторые папы, например, Александр VI (Борджия), вели шумную светскую жизнь, далекую от христианского идеала. Епископы были в своем большинстве богатыми землевладельцами, не занимавшимися жизнью своих епархий,…Подробнее
Движение, вызванное Лютером, Кальвином и Цвингли, получило общее название реформации или протестантизма. Оно вызвало в Католической Церкви сильную реакцию, которая касалась, с одной стороны, искоренения внутренних недостатков, а с другой – уточнения католического вероисповедания.…Подробнее
В начале XVII в. Греческая Церковь пережила кризис в связи с делом патриарха Кирилла (Лукариса). Последний был близок к кальвинизму и был поставлен в патриархи при содействии послов протестантских держав (Англии и Голландии). Но, в связи с постоянно меняющейся политикой…Подробнее
В результате войн и революций последнего столетия в жизни Православных Церквей произошли большие перемены. После изгнания греков из Малой Азии Константинопольский Патриархат потерял значительную часть своих епархий. Весьма многочисленное православное население Турции сосредоточилось…Подробнее